MIFOLOGIYa_ESTESTVOZNANIYa (1)

Слайд 2

Мифологические представления мира существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов

Мифологические представления мира существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов
мира. Таким образом, мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

Слайд 3

Попытки отыскать корни современного естествознания отправляют нас в глубины веков, к истокам

Попытки отыскать корни современного естествознания отправляют нас в глубины веков, к истокам
знания — к древней мифологии. Австрийский философ Карл Поппер не раз сопоставлял науку и миф, видя миф в основе чуть ли не любой научной теории. Само рождение науки он представлял как критику мифа, порождающую новый миф, все более и более рациональный .
Таково было, например, рождение идеи о Солнечной системе, впервые возникшей у Анаксимандра в VI в. до н. э., предположившего, что Земля неподвижно висит (или парит) в пространстве. Однако и более древние мифы носили космогонический и антропоморфный характер: толковали единое происхождение мира и жизни, причем иногда настолько изощренно, что некоторые их идеи едва начинают только сейчас проникать в современную науку

Карл Поппер (1902-1994)

Слайд 4

Первые попытки исследования и анализа мифологии можно отнести к философии Древней Греции.

Первые попытки исследования и анализа мифологии можно отнести к философии Древней Греции.
Преобладало аллегорическое толкование мифов. Каждая группа людей в то время по-разному смотрела на мифы: одни видели в этом представление мира, другие считали, что это используется для поддержки власти. Большое внимание изучению мифов в то время уделял Платон. Он рассматривал их как символы, указывающие на идеалы реальности. Древнегреческий философ Эвгемер искал параллели между мифическими существами и ныне живущими деятелями. Это понимание мифов, получившее название эвгемеризм, имело распространение и позднее.

Платон

Эвгемер

Слайд 5

Мифологизация образа учёного Важный пласт связанной с наукой мифологии — исторические анекдоты, рассказывающие

Мифологизация образа учёного Важный пласт связанной с наукой мифологии — исторические анекдоты,
об известных учёных и их открытиях. Нередко они служат канонизации и сакрализации образов творцов науки в массовом сознании.

Пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки» — Леонардо да Винчи. Он был гениальным художником и непревзойдённым инженером-механиком, хотя и далеко не самым образованным человеком своего времени. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Рассматриваемый вне контекста других инженеров эпохи Возрождения, своих современников и предшественников, он выглядит в глазах публики как человек, в одиночку заложивший фундамент современного инженерного знания.

Слайд 6

Яркий пример мифа о внезапном озарении учёного — история о том, как

Яркий пример мифа о внезапном озарении учёного — история о том, как
Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как ему на голову упало яблоко. Сэр Исаак Ньютон начал рассказывать её в последние годы жизни, в частности так узнал о ней биограф Ньютона Уильям Стакли. Вероятно, она была сочинена для Катерины Кондуит, племянницы учёного.

Слайд 7

Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной.

Антропогонические мифы -

Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной. Антропогонические мифы -
мифы о происхождении человека и человеческого общества.

Мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.

Эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

Наиболее важные циклы