МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ

Содержание

Слайд 2

МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ  

Это политическая теория  XV-XVI вв., обосновавшая историческое значение столицы Русского

МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ Это политическая теория XV-XVI вв., обосновавшая историческое значение
государства - Москвы как всемирного политического и культурного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров.

Слайд 3

Рим

Константинополь

Москва

Рим Константинополь Москва

Слайд 4

Возвышение Москвы, превращение ее в центр Великорусского государства и становление нового типа

Возвышение Москвы, превращение ее в центр Великорусского государства и становление нового типа
духовности обусловлены тремя обстоятельствами:

Перемещение центра политической и культурной жизни на северо-восток, в верховья Волги и образование там Владимиро-Суздальского, а позже Московского княжества, и вытеснение удельно-родовой формы власти удельно-вотчинной.

Слайд 5

Куликовская битва, послужившая духовным возрождением русского народа (1380). Именно с этого времени

Куликовская битва, послужившая духовным возрождением русского народа (1380). Именно с этого времени
можно говорить о формировании русского национального самосознания.
3) Великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог (в 1472 г.), единственной наследнице утраченного престола. Тем самым Иван III становился преемником светской и духовной власти византийского императора.

Слайд 6

В возвышении Московского княжества как будущего центра Российского государства огромную роль сыграли,

В возвышении Московского княжества как будущего центра Российского государства огромную роль сыграли,
таким образом, не только князья-воины — её устроители, но и духовные учителя того времени. Для объединения русской земли необходима была не только сила, но и образцы нравственного подвига, необходима была направляющая идея.

Ответом на этот запрос времени и стала идеология «Москва — третий Рим», которая заложила основы мессианской идеологии периода образования Русского централизованного государства.

Слайд 7

Происхождение теории

Идеологию «Москва — третий Рим» связывают с именем старца псковского Елизарова

Происхождение теории Идеологию «Москва — третий Рим» связывают с именем старца псковского
монастыря Филофея. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима.

Слайд 8

Москва, одержавшая в недавнем прошлом победу над «неверными», выступившая собирательницей русских земель

Москва, одержавшая в недавнем прошлом победу над «неверными», выступившая собирательницей русских земель
и защитницей всех православных народов, предстала как вполне достойная восприемница второго Рима — Константинополя.

Слайд 9

Идея старца о богоизбранности русского народа, о преемстве мессианства Русским царством, выраженная

Идея старца о богоизбранности русского народа, о преемстве мессианства Русским царством, выраженная
в эмоционально приподнятой форме, сразу получила широкий общественный резонанс, легко вписалась в существующую идеологическую систему.

Слайд 10

Идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде всего

Идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде всего
теологический смысл, однако очень скоро произошло своеобразное смещение акцентов — с религиозного в сторону идейно-политического обоснования возвышения Московского княжества как державы.

Слайд 11

Московские государи быстро уловили второй смысл и увидели в идее то, что

Московские государи быстро уловили второй смысл и увидели в идее то, что
было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия.

Слайд 12

Новый религиозный статус Москвы делал её центром всего христианского мира и, соответственно,

Новый религиозный статус Москвы делал её центром всего христианского мира и, соответственно,
царя Московского превращал во «вседержителя», ответственного лишь перед Богом и потому ни с кем не делящего «вверенную» ему власть, в том числе и с церковью.

Московское правительство использовало теорию "Москва - третий Рим" для борьбы с попытками Ватикана распространить своё влияние на русские земли, отстаивания независимости Русского государства и укрепления его авторитета.

Слайд 13

Теория Филофея «Москва – третий Рим» несёт в себе две основные

Теория Филофея «Москва – третий Рим» несёт в себе две основные идеи:
идеи:
1) миссионерскую (автор призывает Московского государя обратить в христианство все языческие народы в его царстве);
2) церковную (князь должен принять на себя управление церковными делами).
Таким образом, в теории «Москва – третий Рим» выражена великодержавная идея русского народа, а также идея богоизбранности русского народа. Идеология «Москва – третий Рим» оказала существенное влияние на последующее развитие государственных форм самодержавия в России.