Музыка эпохи классицизма

Содержание

Слайд 2

Классицизм –
стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв.

Классицизм – стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв.

Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства.

Слайд 3

Жан-Жак Руссо

Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран 17-го начала 19

Жан-Жак Руссо Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран 17-го начала
веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. Представители Классицизма обращались к античным сюжетам, образам и формам с целью воплощения общественно-этических идеалов современности. Художественные образы Классицизма отличались логичностью и ясностью, строгой уравновешенностью и гармоничностью. Новый этап развития Классицизма связан с передовым идейно-художественным направлением эпохи Просвещения (XVlll век) во Франции и других европейских странах. Музыкально-эстетические положения просветительского Кассицизма разработаны в трудах Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Баттё, И. Маттезона, И. А. Шайбе, И. И. Кванца и др. Важнейшая в эстетике Классицизма установка на подражание природе, дополненная требованиями простоты, естественности.

Слайд 4

Дени Дидро

Главным для искусства Дидро считал его нравственное предназначение. По мнению

Дени Дидро Главным для искусства Дидро считал его нравственное предназначение. По мнению
Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы.
"Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".
Театр одновременно был учебником жизни, и самой жизнью. Кроме того, в театре действие в высшей степени упорядочено, размеренно; оно разделено на акты и сцены, те, в свою очередь, расчленена на отдельные реплики персонажей, создавая столь дорогой 18 веку идеал искусства, где всё находится на своём месте и подчинено логическим законам.

Слайд 5

Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему.

Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему.

Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы - части, в каждой из которых происходит много музыкальных "событий", подобно делению спектакля на действия и сцены.
В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как действие театральное развёртывается перед зрителями.
Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в "музыкальной одежде" персонажей классической комедии или трагедии.
Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в исполнении музыки, которые совершились в 18 веке. Раньше, главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. Слушатель века Просвещения как будто обращается с музыкой "на ты" и не испытывает больше восторг и робость, которые она ему внушала, когда она звучала в храме.
В музыке уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной.

Слайд 7

Музыкальные жанры
эпохи классицизма

Музыкальные жанры эпохи классицизма

Слайд 8

Сонатная форма
Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в творчестве Моцарта

Сонатная форма Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в творчестве
и получила наивысший расцвет в творчестве Бетховена. Творчество Бетховена стало непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл сонату до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы.
Сонатная форма — это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.

Слайд 10

Симфония
В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие».

В связи с тем, что

Симфония В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие». В связи с
симфония сходна по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.
1-я часть, в быстром темпе (аллегро), пишется в сонатной форме;
2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо (музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами), рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
3-я — скерцо (стремительный темп) или менуэт (старинный народный французский грациозный танец) — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Слайд 11

Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством частей (есть

Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством частей (есть
даже одночастные симфонии).
Программная симфония связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), — например,
«Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза 
Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.

Слайд 13

Концерт (от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное сочинение для

Концерт (от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare —
одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella (пение без инструментального сопровождения).
Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.
В концертах I половины XVIII в. быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах. Во II половине XVIII в. в творчестве «венских классиков» утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.

Слайд 15

Струнный квартет

Струнный квартет — произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели),

Струнный квартет Струнный квартет — произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило
а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых). Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен.
Имя файла: Музыка-эпохи-классицизма.pptx
Количество просмотров: 229
Количество скачиваний: 2