Слайд 2Система музыкального воспитания
Система (от греч. systema ) – целое, составленное из частей,
![Система музыкального воспитания Система (от греч. systema ) – целое, составленное из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-1.jpg)
соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство
Слайд 3Система музыкального воспитания
деятельность педагога передающего музыкальный опыт воспитаннику;
деятельность ребенка, активно
![Система музыкального воспитания деятельность педагога передающего музыкальный опыт воспитаннику; деятельность ребенка, активно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-2.jpg)
осваивающего этот опыт;
средства воспитания;
формы организации музыкальной деятельности
Слайд 4Системы музыкального воспитания разрабатывали:
Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие музыкально ритмического чувства;
Золтан Кодая
![Системы музыкального воспитания разрабатывали: Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие музыкально ритмического чувства;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-3.jpg)
(Венгрия) – развитие ладового (относительного) слуха;
Карл Орф (Австрия) – развитие музыкально- творческих способностей.
Слайд 5Дмитрий Борисович Кабалевский
30.12.1904 – 14.02 1987
Выдающийся отечественный композитор, общественный деятель, ученый,
![Дмитрий Борисович Кабалевский 30.12.1904 – 14.02 1987 Выдающийся отечественный композитор, общественный деятель,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-4.jpg)
пианист, дирижер, музыковед, публицист, музыкант- просветитель, педагог- исследователь.
В 70-е годы XX века разработал собственную целостную художественно- педагогическую концепцию музыкального воспитания детей
Слайд 6В основу концепции положены:
научные идеи Б.В. Асафьева;
достижения прогрессивных педагогов- музыкантов;
собственные научные разработки;
огромный
![В основу концепции положены: научные идеи Б.В. Асафьева; достижения прогрессивных педагогов- музыкантов;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-5.jpg)
практический опыт
Слайд 7
Статья
«Требование времени»
Москва, 1983
![Статья «Требование времени» Москва, 1983](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-6.jpg)
Слайд 8Противоречия в сфере массового музыкального воспитания
1-е противоречие – связано с названием предмета;
2-е
![Противоречия в сфере массового музыкального воспитания 1-е противоречие – связано с названием](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-7.jpg)
противоречие – между вводными статьями к программе и конкретным содержанием программ;
3-е противоречие – между стремлением превратить предмет «Музыка» в единый целостный предмет и дробление его на малосвязанные части. (пение, музыкальная грамота, слушание музыки)
Слайд 9Разрешение противоречий:
1-е противоречие – название предмета - «Музыка», т.к хоровое пене не
![Разрешение противоречий: 1-е противоречие – название предмета - «Музыка», т.к хоровое пене](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-8.jpg)
может подменять собой всю культуру.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека»
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 102-е противоречие -
Почти все основные принципы и методы и значительная часть музыкального
![2-е противоречие - Почти все основные принципы и методы и значительная часть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-9.jpg)
материала, заложенного в программу Кабалевским, были опробованы и проверены в практическом опыте автора (беседы с детьми, книга «Про трех китов и про многое другое»)
Слайд 113-е противоречие
Урок должен быть объединен какой-то единой идеей, темой.
Был найден путь: предложить
![3-е противоречие Урок должен быть объединен какой-то единой идеей, темой. Был найден](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-10.jpg)
принципиально иной тематизм, который исходил бы из музыки и на музыку опирался.
Темы – это закономерности музыки.
Слайд 12Тематизм программы «Музыка»
«Тематизм новой программы – это лестница, ступени которой (темы) ведут
![Тематизм программы «Музыка» «Тематизм новой программы – это лестница, ступени которой (темы)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-11.jpg)
учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступень другой, вытянуть хотя бы одну из них вообще – значит разрушить всю лестницу, лишить программу не только целостности, но и изъять из нее весь творческий, музыкально- педагогический смысл» (Кабалевский Д.Б.)
Слайд 13Тематизм программы способствовал:
реорганизации музыкальных занятий, решению вечного вопроса – «целостность урока музыки»;
композитору
![Тематизм программы способствовал: реорганизации музыкальных занятий, решению вечного вопроса – «целостность урока](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-12.jpg)
удалось предложить свою логику представления ведущих закономерностей музыкального искусства в учебной программе;
установлению устойчивых связей между этапами музыкального образования;
целенаправленным стал процесс формирования музыкальной культуры школьников.
Слайд 14Тематическое построение программы
1 класс (2) «Образ музыки»
1 четверть - «Три кита в
![Тематическое построение программы 1 класс (2) «Образ музыки» 1 четверть - «Три](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-13.jpg)
музыке – песня, танец, марш»
2 четверть – «О чем говорит музыка»
3 четверть – «Куда ведут ас три кита»
4 четверть – «Что такое музыкальная речь»
Содержание, форма, язык
Слайд 15
2 класс (3)
1четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
2
![2 класс (3) 1четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-14.jpg)
четверть - «Интонация»
3 четверть – «Развитие музыки»
4 четверть – « Построение (формы) музыки»
Абстрактно - всеобщие формы существования музыки как целостного организма
Слайд 163 (4) класс
1 полугодие – «Музыка моего народа»
2 полугодие – «Между музыкой
![3 (4) класс 1 полугодие – «Музыка моего народа» 2 полугодие –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-15.jpg)
моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Способность музыки быть средством человеческого общения.
Школьники изучают коммуникативную функцию искусства.
Процесс художественного общения на языке эмоций-интонаций
Слайд 174 (5 ) класс
1 полугодие – «Музыка и литература»:
1 четверть- «Что стало
![4 (5 ) класс 1 полугодие – «Музыка и литература»: 1 четверть-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-16.jpg)
бы с музыкой, если бы не было литературы»;
2 четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»;
2 полугодие – «Музыка и изобразительное искусство»:
3 четверть – «Можем ли мы увидеть музыку
4 четверть- «Можем ли мы услышать живопись»
Слайд 18Эмоционально-оценочная функция искусства
Интонационная природа искусства;
Искусство – продукт реализации сущностных сил человека, его
![Эмоционально-оценочная функция искусства Интонационная природа искусства; Искусство – продукт реализации сущностных сил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-17.jpg)
способности к эстетической оценке мира, способности к художественному отражению мира
Слайд 19
5 (6) класс
Преобразовательная функция искусства
1 полугодие – «Преобразующая сила музыки»
2 полугодие
![5 (6) класс Преобразовательная функция искусства 1 полугодие – «Преобразующая сила музыки»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-18.jpg)
– «В чем сила музыки»
Совместное «исследование» учителем и учащимися возможностей музыкального искусства в его воздействии на личность человека, его эмоциональный, психологический, духовный мир.
Слайд 206 (7) класс
Познавательная функция искусства
1 полугодие – «Музыкальный образ»
2 полугодие – «Музыкальная
![6 (7) класс Познавательная функция искусства 1 полугодие – «Музыкальный образ» 2](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-19.jpg)
драматургия»
Исследуется проблема отражения в музыкальном искусстве законов объективного мира в самых сущностных взаимосвязях.
Музыка (сонатное аллегро) становится художественной моделью диалектики мира.
Слайд 217 (8) класс
1 четверть – «Что значит современность в музыке»;
2 четверть –
![7 (8) класс 1 четверть – «Что значит современность в музыке»; 2](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-20.jpg)
« Музыка серьезная и легкая»;
3 четверть – «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»;
4 четверть – «Великие наши «современники»
Слайд 22Обобщение всего пройденного материала под углом зрения проблем:
Традиции и новаторство в музыкальном
![Обобщение всего пройденного материала под углом зрения проблем: Традиции и новаторство в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-21.jpg)
искусстве;
Осмысление величия духа и таланта творцов гениальных творений в музыке;
Познание сущности понятия «современность в музыке»;
Знакомство с современным языком музыки в самых разных жанрах.
Слайд 23Тематизм программы
Д.Б. Кабалевского – методологический феномен, не имеющий аналогов в современной
![Тематизм программы Д.Б. Кабалевского – методологический феномен, не имеющий аналогов в современной мировой педагогике](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-22.jpg)
мировой педагогике
Слайд 24
Статья
«Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы»
Москва, 1974.
![Статья «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Москва, 1974.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-23.jpg)
Слайд 25Д.Б.Кабалевский стоял на позиции:
Принципы и методы (как и содержание) учебной программы должны
![Д.Б.Кабалевский стоял на позиции: Принципы и методы (как и содержание) учебной программы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-24.jpg)
исходить из самой музыки, ее интонационно-образной природы.
Искал методические принципы, специфические для предмета, изучающие музыку как живое искусство.
Слайд 26
«Для изучения музыки общедидактические принципы, разумеется нужны, но если они не проникнуты
![«Для изучения музыки общедидактические принципы, разумеется нужны, но если они не проникнуты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-25.jpg)
живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой»
«Я стремился найти концепцию, которая исходила из музыки и на музыку опиралась…»
(Д.Б. Кабалевский)
Слайд 27 «Прекрасное пробуждает доброе» - эти слова Д.Б.Кабалевского – основа его концепции.
От
![«Прекрасное пробуждает доброе» - эти слова Д.Б.Кабалевского – основа его концепции. От](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-26.jpg)
содержания профессионального к содержанию духовному.
«К сожалению, ни до, ни после Д.Б.Кабалевского ни один музыкант не пожелал заниматься образованием слушателей, а не исполнителей. все готовы работать с будущими профессионалами, и никто не готов – с теми, для кого эта музыка пишется и исполняется» (Б.М. Неменский)
Слайд 28 «Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная музыкальная
![«Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная музыкальная педагогика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-27.jpg)
педагогика подгоняется под традиционную общую педагогику…»
(Д.Б. Кабалевский)
«Отношение к искусству как средству воспитания, подход к преподаванию музыки как школьному предмету вытесняют идею преподавания музыки как живого образного искусства».
(Л.В.Школяр)
Слайд 29Система Д.Б.Кабалевского – открытая система, не вступает в противоречие ни с одной
![Система Д.Б.Кабалевского – открытая система, не вступает в противоречие ни с одной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/364564/slide-28.jpg)
из 3-х названных выше систем.
Она способна вобрать в себя многие из практических приемов швейцарского, венгерского и немецкого музыкантов и допускает вариативную множественность путей ее практической реализации, обусловленную национальным составом детей, отбираемым для занятий репертуаром, личностью педагога.