Слайд 2Сибирское ковроткачество
Тюменский традиционный махровый ковер – один из самых ярких и самобытных
промыслов Сибири с богатой историей, уходящей корнями в глубь веков, в XVI столетие. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII в. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд и поэтому ковровый промысел получил название «тюменский».
Слайд 3Махровые ковры с большим успехом представляли Тюменский край на всероссийских и международных выставках:
Париж, 1900 г.; Генуя, 1913 г, Варшава 1913 г.; Брюссель, 1957 г. и.т.д., были отмечены высокими наградами. Именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка». Это ковер с длинным ворсом, с изображением на черном фоне крупного букета роз и маков, в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. В сакральном смысле такие ковры считались талисманами на удачу и процветание, а ковры, доставшиеся по наследству от предков, представляли собой мощные обереги дома.
Слайд 5Косторезное ремесло
Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских
мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.
Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.
Слайд 6В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а
также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С.И. Овешковой». Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - «Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой» (учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта.
Изделия тобольских косторезов прославили сибирскую столицу на весь мир и были представлены на выставках в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе.
Слайд 7Сибирский валенок
Поводов для того, чтобы заявить себя родиной сибирского валенка, у жителей
города Ишима, что на юге Тюменской области, достаточно. Во-первых, во всех уважаемых энциклопедических изданиях есть ссылки на то, что валенки появились в Сибири.
Оговаривается, правда, форма. Первые пимы (сибирское название валяной обуви) катали низкими, но ведь суть валенок не в форме, а в технике изготовления (валенок - валяние). Во-вторых, первыми из валяной шерсти изготавливали предметы одежды кочевники. А где, как не на сибирских просторах кочевали тюркские племена, перегоняя многочисленные стада овец. Археологические исследования Ишимских курганов – тому подтверждение. С тех пор, как земли вдоль реки Ишим стали осваивать русские люди, они вели с аборигенами торговые и обменные отношения, перенимая друг у друга и некоторые традиции.
(Источник: Сибирское богатство № 1 (99), 2011, автор статьи – Ольга Самсонова)
Слайд 816.02.2022
Деревянное зодчество Тюмени
Слайд 916.02.2022
Среди всего многообразия русского деревянного зодчества архитектура Тюмени занимает особое место,
выделяясь удивительной сочностью и плотностью объемной домовой резьбы при относительной простоте самого здания. Эта уникальность повышает ценность деревянного зодчества Тюмени. В застройке XIX – начала XX в. прослеживаются корни древних приемов и форм, неистребимых традиций, рождённых длительным опытом жизни в суровых условиях.
Слайд 1016.02.2022
Специфику декора тюменских зданий в значительной степени определяет накладная объемная резьба,
чрезвычайно нарядные мотивы. Памятники этого архитектурно-декоративного искусства уникальны и представляют значительную художественную ценность.
Орнаментальный растительный узор подоконных досок, как правило, применяется в двухэтажных домах. Внушительность наличников в одноэтажных домах усиливается большими тяжелыми ставнями.