Натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Содержание

Слайд 2

Изображение предметов быта встречаются ещё в глубокой древности: на фресках египетских гробниц,

Изображение предметов быта встречаются ещё в глубокой древности: на фресках египетских гробниц,
в росписях греческих ваз. Все эти изображения – прародители натюрморта.
Жанр натюрморта возник около 400 лет назад. До этого он развивался лишь как элемент картины.

Слайд 3

НАТЮРМОРТ – это неподвижная, «мёртвая натура» (так переводится это слово), он состоит

НАТЮРМОРТ – это неподвижная, «мёртвая натура» (так переводится это слово), он состоит
из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности

Слайд 4

«ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

«ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Слайд 5

Все что нас окружает поражает разнообразием форм.

Величественные очертания гор.

Обтекаемые формы самолетов и

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы
автомобилей

Пластика человеческого тела

Громады многоэтажных
зданий

Изящные очертания
цветов, бабочек…

Слайд 6

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА ?

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА ? Форма объекта передает его характерные особенности, делает

узнаваемым.
В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый
изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Даже издали мы узнаем
сидящую кошку,
только по силуэту.

Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а
туловище на треугольник. В других позах этого животного
можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Слайд 8

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части
в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо
представить её внутреннее строение.

Слайд 9

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой
созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.

Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Слайд 10

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

круг

квадрат

треугольник

прямоугольник

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ круг квадрат треугольник прямоугольник

Слайд 11

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Слайд 12

С.И. Осипов. «Васильки»

А. Лактионов.
«Февраль» 1956

И. И. Левитан.
«Одуванчики» 1889

Геометрические формы мы можем

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889
найти и в
произведениях художников.

Слайд 13

Предметы простой формы в своей основе имеют одну
геометрическую фигуру, а предметы

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы
сложной формы –
несколько геометрических фигур.
Более сложные обычно называют комбинированными,
так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Слайд 15

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают,
в каких направлениях внешние силы

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние
«заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют
силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Анализ формы предметов

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Слайд 16

Вывод

Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых
Форм

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм
(шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб , конус , пирамида ).
Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.
Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов,
рассматривать предмет со всех сторон.

Слайд 17

На предмет можно смотреть сверху, снизу , сбоку , меняя точку зрения.

На предмет можно смотреть сверху, снизу , сбоку , меняя точку зрения.
Если смотреть на предмет прямо , то мы увидим его плоским, т.е. только одну сторону. В таком случае лист бумаги покажется нам полоской. В остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета. Но те стороны, которые уходят в глубину, мы видим по закону линейной перспективы.

Линейная перспектива – это способ представления трёхмерных вещей в двухмерном изображении.

Слайд 18

В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу.

В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу.

Слайд 19

Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей

Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей
действи­тельности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре.

Слайд 20

Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде

Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде
прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.

Слайд 21

Уровень линии горизонта на картинной плоскости определяется высотой точки зрения.

Точка зрения —

Уровень линии горизонта на картинной плоскости определяется высотой точки зрения. Точка зрения
есть условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Слайд 22

Перспектива квадрата и круга
В перспективе квадрат представляется нам трапецией, а круг превращается

Перспектива квадрата и круга В перспективе квадрат представляется нам трапецией, а круг превращается в эллипс.
в эллипс.

Слайд 23

Точка схода параллельных линий, которые находятся под прямым углом к горизонту, всегда

Точка схода параллельных линий, которые находятся под прямым углом к горизонту, всегда
расположена против наших глаз и называется главной. Это проекция точки зрения.

Слайд 24

Рассмотрим построение перспективы: изображения параллельных линий сходятся в одной точке -- это

Рассмотрим построение перспективы: изображения параллельных линий сходятся в одной точке -- это
точка схода. Она лежит на линии горизонта – уровень наших глаз.

Слайд 26

Практическая работа в тетради

Практическая работа в тетради

Слайд 28

Две точки схода
При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не

Две точки схода При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не
сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.

Слайд 35

Тема: Освещение. Свет и тень

Тема: Освещение. Свет и тень

Слайд 36

Образование теней происходит при естественном и искусственном освещении .

естественное

освещение

искусственное

Образование теней происходит при естественном и искусственном освещении . естественное освещение искусственное

Слайд 37

Природа освещения:

Искусственное

Естественное

Природа освещения: Искусственное Естественное

Слайд 38

Свет и тень (светотень) – очень важное средство с помощью которого, можно

Свет и тень (светотень) – очень важное средство с помощью которого, можно
передать
объем и положения в пространстве.

Способы освещения

Перед предметом (фронтальное)

За предметом
(контражур)

Боковое освещение

Тень за предметом

Тень сбоку от предмета

Тень перед предметом

Слайд 39

Тип освещения:

Фронтальное

Боковое

Против света

Тип освещения: Фронтальное Боковое Против света

Слайд 40

Светотень —

это способ передачи объема предмета с помощью света и тени.

Светотень — это способ передачи объема предмета с помощью света и тени.

Слайд 41

Правила распределения светотени:

Правила распределения светотени:

Слайд 42

Элементы светотени:

Блик
Свет
Полутень
Собственная тень
Рефлекс
Падающая тень

Элементы светотени: Блик Свет Полутень Собственная тень Рефлекс Падающая тень

Слайд 43

Блик-

световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на

Блик- световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда
ней имеется ещё и зеркальное отражение

Слайд 44

Свет-

 поверхность, ярко освещённая источником света

Свет- поверхность, ярко освещённая источником света

Слайд 45

Полутень-

 слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется

Полутень- слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также
на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом

Слайд 46

Рефлекс -

слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко

Рефлекс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов
лежащих объектов

Слайд 47

Собственная и падающая тень -

неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени

Собственная и падающая тень - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени
на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими

Слайд 48

Правила распределения светотени:

Правила распределения светотени:

Слайд 49

Влияние источника света:

Влияние источника света:

Слайд 50

Источник света направлен на объект

Источник света направлен на объект

Слайд 51

Источник света сверху.

Источник света сверху.

Слайд 52

Источник света сбоку

Источник света сбоку

Слайд 53

Свет сверху и сбоку

Свет сверху и сбоку

Слайд 54

Свет сверху и сбоку

Свет сверху и сбоку

Слайд 56

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность,
его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.