Недаром помнит вся Россия. Конкурс. Карикатура в Отечественной войне 1812 года

Содержание

Слайд 2

Отечественная война,
оставив глубокий след почти во всех сферах русской жизни начала

Отечественная война, оставив глубокий след почти во всех сферах русской жизни начала
XIX столетия, оказала благотворное влияние и на развитие русского искусства. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к родине, к народу, ко всему родному. Если до двенадцатого года, по удачному выражению историка, все русские хотели казаться французами, то после Отечественной войны они так же сильно хотели быть русскими. Вот это-то желание стать русскими проявилось и у наших художников той эпохи.

Триумфальное прибытие в Париж Наполеона.
Карикатура Венецианова.

Влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие русского искусства

Слайд 3

В России, только начиная с 1812 года, начинается беспрерывное развитие карикатуры. Это

В России, только начиная с 1812 года, начинается беспрерывное развитие карикатуры. Это
развитие не могло быть уже ничем остановлено, и русская карикатура стала приобретать все большее и большее политическое значение. Именно благодаря карикатуре эпохи Отечественной войны русское общество стало ценить и понимать
этот род живописи, и с того времени карикатура стала одним из факторов общественной жизни в России.
Вот в чем прежде всего заключается значение карикатур рассматриваемой эпохи.

Карикатура как фактор общественной жизни

А. Г.Венецианов

Слайд 4

При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812

При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812
года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность
среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.

С чего началась карикатура…

Наполеонова пляска.


«Не удалось тебе нас переладить на свою погудку; попляши же, басурман, под нашу дудку».
Карикатура И.И. Теребенева.

Слайд 5

Алексей Гаврилович Венецианов,
Иван Иванович Теребенев и
Иван Алексеевич Иванов создали большую

Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Иванович Теребенев и Иван Алексеевич Иванов создали большую
часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. По свидетельству современников, они были связаны тесной дружбой и очень часто работали свои произведения сообща. Но наиболее выдающимся среди них был И. Теребенев. Его карикатуры имели такой огромный успех, что имя его было известно всей грамотной России.


Четкий рисунок, стройность композиции, художественный
характер каждой детали,
живописность, великолепные
тексты — характерные черты
работ Теребенева.

Художники-карикатуристы

Слайд 6

Наполеон, посреди приближенных своих маршалов и принцев, учит сына своего
Наполеон:

Наполеон, посреди приближенных своих маршалов и принцев, учит сына своего Наполеон: «Привыкай,
«Привыкай, сын мой, наука беганья нужнее для династии Наполеоновой нежели наука царствования».
И.И. Теребенев

Особенно большой интерес представляет, если так можно выразиться, литературная часть
карикатур И.Теребенева, т.е. те подписи и надписи,
которые их сопровождают. Вообще говоря, они гораздо остроумнее объяснений к карикатурам Венецианова,
который избегал многоглаголания и ограничивался чаще всего надписями, сделанными на самом рисунке.

Подписи под карикатурами

Слайд 7

Наполеон: «Эдакого мученья я сроду не терпел!
меня скоблют и жарят, как

Наполеон: «Эдакого мученья я сроду не терпел! меня скоблют и жарят, как
в аду». Ратник: «Отдувайся, коли сам
полез в русскую баню; попотей хорошенько, а мы не устанем поддавать пару».
Солдат: «Натрем тебе и затылок, и спину, и бока; будешь помнить легкую нашу руку».
Казак: «Побреем тебя, погладим, молодцом поставим». И.Теребенев

Надо сказать, что надписи под карикатурами Теребенева усиливают их юмор или сарказм. Нужно
помнить также, что русское общество, почти не видавшее до того времени карикатур,
очень нуждалось в пояснениях их содержания. Это, несомненно, понимал Теребенев, которого не покидал юмор и в то время, когда он от рисунка переходил к литературному его объяснению.

Слайд 8


Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне

Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с
с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его?
1. Докт.: Надобно его отрезать.
2. Докт.: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Вел.
Бертье: Не зачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы.

Карикатура И.И. Теребенева.

«Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж».

Слайд 9


«Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек».
Карикатура И.А. Иванова.

Известный

«Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек». Карикатура И.А. Иванова.
художник И.А. Иванов подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией.
Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует
новую армию из роты
уродов и калек», «Бегство Наполеона». Немногое можно сказать о литературной стороне карикатур Иванова. Под его карикатурами даны только заглавия да краткие ссылки на источник, откуда заимствован сюжет.

Творчество художника И.А. Иванова

Слайд 10

В своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании:

В своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании:
«Наполеон после сражения
под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных
надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его
гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И.Теребенева.

Зимние Наполеоновы квартиры.
А.Г. Венецианов

Творчество художника А.Г. Венецианова

Слайд 11

Влияние карикатуры на другие области искусства

Интересно, как отразилась карикатура в иных областях

Влияние карикатуры на другие области искусства Интересно, как отразилась карикатура в иных
искусства, к примеру, в русском художественном стекле XIX века. Самой популярной темой в росписях была Отечественная
война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде.

Бахметевский завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением
Наполеона и русских крестьян
по сатирическим рисункам Теребенева.

Имя файла: Недаром-помнит-вся-Россия.-Конкурс.-Карикатура-в-Отечественной-войне-1812-года.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0