Слайд 2Знакомьтесь – Петр Иванович Уксусов, он же ПЕТРУШКА
Самые первые упоминания о нем
встречаются в дневнике немецкого путешественника Адама Олеария, в 30-е годы XVII века. Он пишет: «…вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку с помощью кукол».
Слайд 3На ярмарках и народных гуляньях, можно было встретить
сразу несколько кукольников, каждый
из которых проигрывал комедию восемь—десять раз в день и никогда не ощущал недостатка в зрителях.
Широкое знакомство с Петрушкой во многом обеспечивалось портативностью театра, все имущество которого сводилось к легкой складной ширме, ящику с семью — двадцатью куклами и шарманке.
Слайд 4Разыгрывали комедию два человека: кукольник и музыкант. Одновременно на ширме могли присутствовать
только два персонажа (по одной кукле на каждой руке актера), причем одним из них обязательно был Петрушка. Музыкант с шарманкой располагался рядом с ширмой, зачастую он вступал в разговор с действующими лицами комедии.
Слайд 5Куклы были перчаточными, с головками из дерева или папье-маше, кроме лошади -
ее вырезали из картона или фанеры.
Декораций этот театр не знал, а из бутафорских принадлежностей употреблялась лишь палка или дубинка-трещотка, которой Петрушка колотил своих недругов и которая заменяла самые различные предметы: ружье, метлу, скрипку.
Слайд 6Состав персонажей театра Петрушки достаточно широк и пестр: барин, солдат, квартальный, невеста,
цыган, доктор, немец... Внешнему виду их придавали типовые черты, по которым легко можно было «узнать» героя — его социальное положение, профессию, национальность.
Слайд 7Петрушка не имел прототипа в реальном быту, у него был огромный нос,
горб, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове, красная рубаха, лаковые сапожки.
Иногда его наряжали на манер арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками, разноцветные штанины широких шаровар).
Слайд 8Петрушка отличался от других кукол и своим высоким, писклявым, дребезжащим голосом, для
чего использовался специальный инструмент — говорок, пищик. Это был «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки». Произнося роль Петрушки, кукольник клал пищик посреди языка,
а переходя к разговору за других героев,
моментально отодвигал его в сторону..
Слайд 9Петрушечная комедия была насыщена песенно-музыкальными номерами, исполнялись начальные строки песни или куплета
популярных произведений, зрители мгновенно узнавали мелодию и
настраивались на нужный лад.
В начале и по ходу спектакля Петрушка вступал в разговоры с собравшимся вокруг ширмы народом, благодаря чему представление приобретало ярко выраженный эмоциональный характер.
Слайд 10У Петрушки есть заграничные родственники, они также как и он обличают, и
высмеивают человеческие пороки и недостатки.
В Англии в1662 году в народном театре появился Панч- гуляка, плут, весельчак и драчун. На сцене Панч всегда выступает в дуэте со своей женой Джуди.
Слайд 11В Германии «родственником» Петрушки был Каспер или Гансвурст. Этот герой появился в XVI в.,
он простолюдин, простак и хитрец,
весёлый забияка, трус и обжора.
Слайд 12Полишинель - французский брат Петрушки.
Неисправимый болтун, он совершенно не умеет хранить секреты,
шут и несерьёзный человек.
Слайд 13Пульчине́лла персонаж итальянской комедии дель арте.
Он ленивый обжора, может быть
как глупым,
так и умным и изворотливым.
Слайд 14Кашпарек появился в Чехии в конце XVIII века.
В то время в
Чехии официальный язык был немецкий. Кашперик заговорил со зрителями на чешском языке и стал символом протеста против повсеместного немецкого засилья.
Слайд 15Карагёз (чёрной глаз) Турецкий брат Петрушки, родился в XVI в. Завистливый и простодушный,
любит поспорить и потешиться над окружающими, он остроумен и находчив, но в драках бывает побит.
У него есть друг Хадживат, они обманывают друг друга, спорят и дерутся .