Слайд 2“Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как
уникальная, неповторимая индивидуальность”.
(И. С. Якиманская)
Слайд 3Цель личностно – ориентированного образования
заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
самозащиты, самовоспитания.
Слайд 4Общие характеристики личностно – ориентированного образования
Свобода и свободный выбор себя
Самостоятельность
Личная ответственность
Саморазвитие
Самореализация
Самоопределение
Творчество
Слайд 5Основное условие личностно – ориентированного образования
необходимость изменения отношения к ученику, представление его
как субъекта образовательного процесса, т.е.
ученик представляется как партнер учителя по образовательному процессу,
обладающий собственными интересами и учебными возможностями
Слайд 6Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно – ориентированных ситуаций
Метод чтения вслух
Метод
экспрессии в творческой ситуации
Метод развития творческого самочувствия
Метод творческого самовыражения
Метод дискуссии
Игровые методы
Метод интроспективного анализа
Слайд 7«Метод чтения вслух»
Метод предполагает работу с текстами в непосредственном и в
метаморфическом смыслах.
Слайд 8Метод экспрессии в творческой ситуации
Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный
подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приёмы метода – рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатлённую в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.
Слайд 9«Метод развития творческого самочувствия».
Включает в себя игры и задания по развитию произвольной
регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнёра, воображения, наблюдательности, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, производящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности.
Слайд 10
«Метод творческого самовыражения».
Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка
в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности – ценнейшее умение, необходимое в личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы коммуникабельности.
Слайд 11«Метод дискуссии».
Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его
самопознания, в развитии креативности, а также решает многие внутриличностные проблемы. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
Слайд 12Игровые методы.
Игра — единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена
и у всех народов. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.
Слайд 13Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и
познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.
В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре. Она известна в среде исследователей и практиков как форма контекстного обучения (А. А. Вербицкий).
Слайд 14Различают два вида игр:
-Операциональные (например, деловая игра);
-Ролевые (с элементами драматизации, имитации действительности
Операциональные
игры входят в группу инструментального обучения. Они имеют сценарий, алгоритм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения, позволяют исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включён. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации.
Ролевые игры позволяют учащимся:
-уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью;
-развивать эмпатию;
-осваивать новые модели поведения и формы общения;
-находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в отличие группового обсуждения, где проблемы решаются как бы со стороны).
Слайд 15«Метод интроспективного анализа».
В интроспективном анализе исследованию подвергается практически весь спектр жизненных проявлений
внутреннего «Я»: собственная деятельность, поступки, поведение, характер взаимоотношений с людьми, качества личности, собственная речь, собственные мысли, мотивация поступков, переживания. Для понимания подростком себя и своей способности изменяться, очень важно осознавать, как он ведёт себя от мгновения к мгновению, важен акцент на постоянно возрастающем осознании собственного поведения.