Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты философских позиций

Содержание

Слайд 2

Бахтины

1894—1950

1895-1975

Николай Михайлович
(Nicolas Bachtin)

Михаил Михайлович
(Mikhail Bakhtin)

Бахтины 1894—1950 1895-1975 Николай Михайлович (Nicolas Bachtin) Михаил Михайлович (Mikhail Bakhtin)

Слайд 3

Почему важно сопоставление:

нетривиальность мыслителей и личностей
глубокая духовная близость братьев в юности и

Почему важно сопоставление: нетривиальность мыслителей и личностей глубокая духовная близость братьев в
молодости
общность интересов и круга общения в студенческие годы
глубокий интерес к метафизике нравственности, философская персонология, в основе которой лежит метафизика свободы и ответственности
оба вышли к глубоким культурологическим обобщениям
различное, но влияние в философии
большое влияние старшего брата, признававшееся М.М.Бахтиным на закате жизни
неоднозначность отношений между братьями
Ergo:
сравнение философских позиций и взглядов Н.М.Бахтина и М.М.Бахтина – задача, интригующая для выявления важных линий в осмыслении как отечественной, так и мировой философии новейшего времени.

Слайд 4

Схождения и расхождения биографий

Николай
Поэтическое творчество, общественная деятельность, участие в I Мировой

Схождения и расхождения биографий Николай Поэтическое творчество, общественная деятельность, участие в I
и Гражданской войнах, служба в Иностранном легионе
Тяжелое ранение руки
Преподаватель классической филологии в Бирмингеме
Внешняя эмиграция

Михаил
Относительно спокойная жизнь
Заболевание остеомиелитом
Преподаватель классической филологии в Саранске
Внутренняя эмиграция
1963-1965 – триумфальное «возвращение»

Совместная учеба
Филологические образование
Интерес к философии

1923

1929-1932 – привлекли внимание своими выступлениями и публикациями

Незаинтересованность в личных контактах.
Отказ М.Бахтина от архива брата
Конфликт?

Слайд 5

Концептуальные схождения и расхождения

Николай
Телоцентризм: осязательность,
эротизм
Танатология. Трагизм бытия и творчества. Критика «умаления

Концептуальные схождения и расхождения Николай Телоцентризм: осязательность, эротизм Танатология. Трагизм бытия и
бытия до смысла»
Неприятие творчества Достоевского
Член компартии
Богоборчество

Михаил
Сознание (душа) как взаимооплотнение смыслов
«Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения».
Повышенный интерес к творчеству Достоевского
Искание должностей, сотрудничество с функционерами, участие в кампаниях против формализма и «космополитов»
Религиозность

Философские предпочтения: Ф.Ницше, А.Шпенглер, М.Шелер
Идея III – Славянского – Возрождения
Критика структурализма
Интерес к фрейдизму, психологии

Неприятие абстрактного разума. Активизм мысли. Слово как поступок
Философская антропология: персонологизм и отвественность.
Философия культуры

Неразделенная любовь к российскому государству

?

Слайд 6

Необязательные вопросы

Николай
христианоборство Н.М.Бахтина является результатом семейного воспитания или выражением протеста против него?

Необязательные вопросы Николай христианоборство Н.М.Бахтина является результатом семейного воспитания или выражением протеста

сохранил ли он свой напряженный духовный поиск в годы жизни в Великобритании?

Михаил
коренится ли христианская религиозность М.М.Бахтина в его семейном воспитании, уходит корнями в его детство и юность?
или была приобретена им, возможно в под влиянием витебского окружения, дружбы с М.В.Юдиной?

Слайд 7

Выводы:

М.Бахтин как персонолог и религиозный метафизик нравственности
Парадоксальность книги о Раблэ и идеи

Выводы: М.Бахтин как персонолог и религиозный метафизик нравственности Парадоксальность книги о Раблэ
карнавала
Некорректность структуралистских трактовок творчества М.Бахтина
Некорректность либерально-демократических трактовок бахтинских идей (диалога, роли карнавала, смеховой культуры,…)
Роль «обратной» рецепции творчества М.Бахтина

Слайд 8

Главное

Рациональность, разум – следствие ответственности, путь познания ее масштаба и глубины (не-алиби-в-бытии)

Главное Рациональность, разум – следствие ответственности, путь познания ее масштаба и глубины
=
= Персонологическая метафизика ответственности
была сформулирована М.М.Бахтиным и Н.М.Бахтиным, минимум, за семь лет до публикации «Бытие и ничто» М.Хайдеггера.
Перспектива «глубокой семиотики» (deep semiotics) = традиции, восходящей к В.Вундту, В.Гумбольдту, А.Марти, русскому имяславию +Г.Шпет, А.Лосев, Л.Выготский, Леонтьевы…
Предугадан тренд сдвига гуманитарной парадигмы

Слайд 9

Deep semiotics vs Semiology vs Semiotics

Sign

Syntax

Personology

Semantics

Pragmatics

Deep semiotics vs Semiology vs Semiotics Sign Syntax Personology Semantics Pragmatics

Слайд 10

Тренды динамики гуманитарной методологии

Сущее

Феномено-
логия

Герменевтика
Экзистен-
циализм
Фрейдизм

Постструкту-
рализм

Персонология
Постчело-
вечность

Сущее,
Истина
(Онтология)

Способы,
методы
познания
(Эпистемология,
методология)

Способы
преобразования
сущего в
соотв.

Тренды динамики гуманитарной методологии Сущее Феномено- логия Герменевтика Экзистен- циализм Фрейдизм Постструкту-
с познанн.
законами

Потенции-
рование
реальности

Должное

Натурализм,
позитивизм

Возможное

Слайд 11

Humanities = die Geistwissenschaften

Социум

Культура

Человек,
личность

Свобода как
ответственность

Humanities = die Geistwissenschaften Социум Культура Человек, личность Свобода как ответственность
Имя файла: Николай-и-Михаил-Бахтины:-консонансы-и-контрапункты-философских-позиций.pptx
Количество просмотров: 148
Количество скачиваний: 0