Новаторство Чехова - драматурга в пьесе «Вишневый сад»

Содержание

Слайд 2

Антон Павлович Чехов

великий представитель русской культуры, русской литературы и театра.
В

Антон Павлович Чехов великий представитель русской культуры, русской литературы и театра. В
этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.

Слайд 4

Новые приемы организации сценического действия

Новые приемы организации сценического действия

Слайд 5

Новые приемы организации сценического действия

«Подводное течение».
Чеховский диалог.
Лиризм - новая форма проявления драматического

Новые приемы организации сценического действия «Подводное течение». Чеховский диалог. Лиризм - новая
действия.
Природа- элемент сценического действия.
Переживание противоречий быта.
Конфликтное состояние - чувство общей неустроенности жизни.

Слайд 6

Конфликт в драме Чехова носит принципиально новый характер

Скафтымов А. П.:
«Драматически-конфликтные положения

Конфликт в драме Чехова носит принципиально новый характер Скафтымов А. П.: «Драматически-конфликтные
у Чехова состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми индивидуальная воля бессильна…»

Слайд 7

Е. Топалер:
«Если в дочеховской драматургии герои жили от события к событию

Е. Топалер: «Если в дочеховской драматургии герои жили от события к событию
и мы, читатели и зрители, с напряженным вниманием следили за интригой, то у Чехова события превращаются в отдельные случаи, эпизоды в вечном потоке жизни, не влияя на его неумолимое течение…»

Слайд 8

«Подводное течение»

«Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он открывается

«Подводное течение» «Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он открывается
не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий быта. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.

Лебедев Ю. В. в статье «Драматургия А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждает:

Возникает неведомый классической

драме чеховский «подтекст», или «подводное течение».

Слайд 9

Чеховский диалог

В.Богданов:
«В дочеховской драме речь персонажей была тесно причинно-следственно связана

Чеховский диалог В.Богданов: «В дочеховской драме речь персонажей была тесно причинно-следственно связана
с сюжетным действием, ее перипетиями – она была прагматической речью».

Слайд 10

«Чеховские герои, обедая, играя в карты, разговаривают о погоде, о бытовых

«Чеховские герои, обедая, играя в карты, разговаривают о погоде, о бытовых происшествиях.
происшествиях. Герои «Вишневого сада» много и заинтересованно говорят о предстоящей продаже имения Раневской и неизбежных изменениях в их личной судьбе. В то же время в прагматических диалогах и монологах, в репликах чеховских героев постоянно возникает и, развиваясь, громко звучит другая речевая стихия, придавая изображенному в сюжете многогранность и многоплановость».

Слайд 11

Природа – элемент сценического действия

Природа – элемент сценического действия

Слайд 12

Лиризм - новая форма проявления драматического действия

Рынкевич В. в статье «Вершины

Лиризм - новая форма проявления драматического действия Рынкевич В. в статье «Вершины
драматургии Чехова» пишет: «Описание места и обстановки действия в пьесах Чехова чаще всего является не изобразительным, а музыкально-лирическим. Вот пример такого описания к первому акту «Вишневого сада»: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты».

По таким описаниям вряд ли можно составить конкретное представление о месте и обстановке действия. Зато сразу же возникает ощущение особой лирической атмосферы, в которой должно происходить действие. Такое описание необходимо режиссеру и актеру, так как оно помогает найти верный музыкально-лирический тон сценической постановки».

Слайд 13

Переживание противоречий быта

Скафтымов А.П.:
Совсем иное у Чехова. Чехов не ищет событий,

Переживание противоречий быта Скафтымов А.П.: Совсем иное у Чехова. Чехов не ищет
он, наоборот, сосредоточен на воспроизведении того, что в быту является самым обыкновенным. В бытовом течении жизни, в обычном самочувствии, самом по себе, когда ничего не случается, Чехов увидел совершающуюся драму жизни. Мирное течение бытового обихода для Чехова является не просто

частность, а обычное, ровное,

«обстановкой» и не экспозиционным переходом к событиям, а самою сферою жизненной драмы, то есть прямым и основным объектом его творческого воспроизведения. Поэтому у Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная

ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив, основной грунт всего содержания пьесы».

Слайд 14

Конфликтное состояние - чувство общей неустроенности жизни

П. Вайль И А. Генис, эссе

Конфликтное состояние - чувство общей неустроенности жизни П. Вайль И А. Генис,
«Все - в саду. Чехов»:
«Тупик, в который якобы загнали героев долги, условный – это пружина театральной интриги. Он всего лишь внешнее выражение другого, поистине смертельного тупика, в который Чехов привел и действующих лиц «Вишневого сада», и себя, и всю русскую классическую литературу в ее классическом виде.
Этот тупик образован векторами времени. Трагедия Чеховских людей – от неукорененности в настоящем, которое они ненавидят и которого боятся. Подлинная, реально текущая мимо них жизнь кажется им чужой, извращенной, неправильной. Зато жизнь, долженствующая быть, - источник, из которого они черпают силы для преодоления убийственной тоски повседневности».

Слайд 15

Предчувствие будущего

Е. Топалер в статье «Театр Чехова» говорит:
«Последняя пьеса –

Предчувствие будущего Е. Топалер в статье «Театр Чехова» говорит: «Последняя пьеса –
«Вишневый сад», пожалуй, лучшая пьеса Чехова, показывает нам еще одну сторону таланта художника: чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом».
Имя файла: Новаторство-Чехова---драматурга-в-пьесе-«Вишневый-сад».pptx
Количество просмотров: 473
Количество скачиваний: 6