Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Содержание

Слайд 2

В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским,

В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит
высказывая свой взгляд на литературу:

По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.Это у вас болезнь зрения.Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Слайд 3

      Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле

Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, —
ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.

Слайд 4

      Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных,
не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».

Слайд 5

“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду

“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”. Н.С.Лесков
стояния”. Н.С.Лесков

Слайд 6

В.М.Васнецов «Богатыри»

В.М.Васнецов «Богатыри»

Слайд 7

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891

Слайд 8

Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года:

“Сказки и

Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года: “Сказки
былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.

Слайд 9

Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью

Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью
Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков.

“Очарованный странник” – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.

Слайд 10

…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом

…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом
себя. Н.Лесков

“Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”, т.е. кто он, очарованный странник?

Слайд 11

«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются

«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще
без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе».
В.Розанов (русский философ)

Слайд 12

Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина:

Крепостной форейтор. Побег.
В разбойниках и «няньках».
Поединок.
Плен.
Возвращение на родину. Конэсер.
Любовь.
Под чужим именем.
Монастырь.

Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина: Крепостной форейтор. Побег. В разбойниках и «няньках».
Прозрение.

Слайд 13

Образ Ивана Флягина

Образ Ивана Флягина

Слайд 18

Образ Ивана Флягина

Характерные черты:
Бездумность
Слепой азарт
Сила молодости
Смелость
Наивность
Смекалка
Доброта
Любовь
живучесть

Духовный рост
Отсутствие внутренних нравственных законов (дух

Образ Ивана Флягина Характерные черты: Бездумность Слепой азарт Сила молодости Смелость Наивность
спит)
Пробуждение духа
Осознание грехов
Проповедь Николая Чудотворца и Христа
Борение плоти и духа
праведность

Слайд 19

Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

Имя файла: Н.С.Лесков-«Очарованный-странник».pptx
Количество просмотров: 248
Количество скачиваний: 1