Иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Содержание

Слайд 2

Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре в

Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре в
Петербурге. Акварель актера П.А.Каратыгина, 1836.

« <…>Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении». (П. П. Каратыгин со слов П. А. Каратыгина. Ист. Вестн., 1883, сент., 735.)

Слайд 3

П.М.Боклевский. Автопортрет, 1848.

Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю

П.М.Боклевский. Автопортрет, 1848. Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю
жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев «Ревизора» создано художником за сорок лет.

Слайд 4

В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших

В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших
литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии.

"Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..."

Слайд 5

Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло.

Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло.
Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. Осип чистит с остервенением изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина.

Слайд 6

Городничиха с дочкой. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и

Городничиха с дочкой. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и
тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.

Слайд 8

Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". В 1863

Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". В 1863
году появился его знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих.

Слайд 9

Городничий: «Насчет <…> того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я

Городничий: «Насчет того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего
ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

Слайд 10

Чиновники перед дверью Хлестакова. «Слушайте, эти дела не так делаются в благоустроенном

Чиновники перед дверью Хлестакова. «Слушайте, эти дела не так делаются в благоустроенном
государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того... как там следует; чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается.»

Слайд 11

«Ведь почему хочется быть генералом?..»

«Ведь почему хочется быть генералом?..»

Слайд 12

«Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские...»

«Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские...»

Слайд 13

Работа над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического катехизиса». Популярны две более

Работа над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического катехизиса». Популярны две более
поздние серии портретов героев «Ревизора» во весь рост – контурная и тоновая.
В серии тоновых рисунков обращает на себя внимание новая трактовка городничего.

Слайд 14

Городничий. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...»

Городничий. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...»

Слайд 15

Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж

Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж
и слога такого не имеете...»

Слайд 16

«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на

«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга»
друга»

Слайд 17

«Хлестаков. <…>несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

«Хлестаков. несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

Слайд 18

«Хлестаков. <…> в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня

«Хлестаков. в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях.»
легкость необыкновенная в мыслях.»

Слайд 19

«Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же

«Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе.»
час к себе.»

Слайд 20

Анна Андреевна и Марья Антоновна. Семейство городничего представляется Хлестакову.

Анна Андреевна и Марья Антоновна. Семейство городничего представляется Хлестакову.

Слайд 21

Чиновники. На вытяжку перед Хлестаковым.

Чиновники. На вытяжку перед Хлестаковым.

Слайд 22

«Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на

«Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на
нас не припадала, мошенник такой!»

Слайд 23

Гости поздравляют городничего.

Гости поздравляют городничего.

Слайд 24

П.М.Боклевский создал не менее не менее шести различных вариантов серий рисунков к

П.М.Боклевский создал не менее не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору".
"Ревизору".
Имя файла: Иллюстрации-к-комедии-Н.В.Гоголя-«Ревизор».pptx
Количество просмотров: 312
Количество скачиваний: 0