Образ клёна в лирике С.Есенина

Содержание

Слайд 2

описать языковые средства, позволившие
поэту талантливо и самобытно создать
образ клена, ставшего

описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образ клена, ставшего
одним из
обаятельных образов русской литературы.

Цель

Слайд 3

Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской

Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской
фольклорной почве.
Выявить, как и какими средствами создается поэтический образ клена.

Задачи

Слайд 4

Клен – сквозной образ лирики С.Есенина

Клен – сквозной образ лирики С.Есенина

Слайд 5

Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений.
Практические: методы сплошной выборки.

Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: методы сплошной
Были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена. Методы наблюдения и анализа.

Методы исследования

Слайд 6

Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики,подлинным вдохновенным певцом родной земли

Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики,подлинным вдохновенным певцом родной земли

Слайд 7


Жизнь
и
смерть

Вселенная

Человек

Древо

Жизнь и смерть Вселенная Человек Древо

Слайд 9

Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С.

Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С.
Есенина, «окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона».
Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта («Кленочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет…», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клен ты мой опавший».

Клён

Слайд 10

Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций «деревного» образотворчества. Но, испытывая

Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций «деревного» образотворчества. Но, испытывая
сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен.

Клён

Слайд 11

Все «кленовые» эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ,

Все «кленовые» эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ,
поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними.

Слайд 12


1. Возраст (старый, маленький - молодой)
2. Процесс старения (подгнивший)

1. Возраст (старый, маленький - молодой) 2. Процесс старения (подгнивший) 3. Внешний
3. Внешний вид (голый, опавший, облезлый)

Клён

Слайд 13

Образ клена наиболее сформирован в поэзии
С. Есенина, где он выступает как своего

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как
рода
лирический герой «древесного романа». Клен
– это разудалый, слегка разухабистый
парень, с буйной копной непричесанных
волос, так как у него круглая крона, похожая
на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив
уподобления, то первичное сходство, из которого
развился образ лирического героя.
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
( « Я покинул родимый дом …» , 1918 г. )

Слайд 14

В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не

В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не всегда.
всегда. Поэт осторожен в использовании инверсии:
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге;
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. В этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой.

Слайд 15

Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима

Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима
от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии.
Авторский мотив «древесного романа «восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп «человек – растение».
Клен был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического «талисмана».

Вывод

Имя файла: Образ-клёна-в-лирике-С.Есенина.pptx
Количество просмотров: 220
Количество скачиваний: 0