Слайд 2Цель:
показать образ Петербурга в
произведениях русских
классиков как равноправное действующее лицо
![Цель: показать образ Петербурга в произведениях русских классиков как равноправное действующее лицо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-1.jpg)
Слайд 3Северная столица в произведениях русских писателей
Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и
![Северная столица в произведениях русских писателей Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-2.jpg)
противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России».
Слайд 4 Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого
![Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-3.jpg)
его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
Слайд 5 Литературная жизнь в конце XVIII - начале XIX веков
Три века
![Литературная жизнь в конце XVIII - начале XIX веков Три века русской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-4.jpg)
русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый «град Петров», воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина.
При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения.
Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия. Одной из главных целей академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями.
Слайд 6Пушкинский Петербург
Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет.
![Пушкинский Петербург Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-5.jpg)
Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей.
Слайд 7Пушкинский Петербург
Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает
![Пушкинский Петербург Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-6.jpg)
поэта на всем его жизненном пути
Люблю тебя, Петра творенье, Город пышный, город бедный
Люблю твой строгий, стройный вид, Дух неволи, стройный вид,
Невы державное теченье, Свод небес зелено-бледный,
Береговой ее гранит… Скука, холод и гранит.
Слайд 8 Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
“Главный город России был
![Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя “Главный город России был выстроен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-7.jpg)
выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”. (Владимир Набоков)
Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Слайд 9Петербург Достоевского
Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и
![Петербург Достоевского Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-8.jpg)
промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов.
Петербург Достоевского- это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Он душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.
Петербург - это символ страшного мира, где все продается и все покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят "волчьи" законы. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Слайд 11 Серебряный век
Петербург стал родиной русского модернизма и символизма.
В Петербурге жили
![Серебряный век Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В Петербурге жили](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-10.jpg)
и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К. Д. Бальмонт,
Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев,
Ф. Н. Сологуб.
Слайд 12Петербург Александра Блока
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…
Петербург для
![Петербург Александра Блока Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет… Петербург](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-11.jpg)
Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал.
Однажды, гуляя с В.Рождественским у Инженерного замка, Блок сказал: “Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город.
Как хотелось бы мне его увидеть!”
Слайд 13Первая половина ХХ века
1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с
![Первая половина ХХ века 1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-12.jpg)
враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие. Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.
Слайд 14Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой
Петербург ХХ в., со
![Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой Петербург ХХ в., со](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-13.jpg)
всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, - город Ахматовой, столица ее поэзии. Какая доля досталась городу, такая и поэту:
А мы живем торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налету ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь,
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
Слайд 15От второй половины XX века до наших дней
После войны многие надеялись
![От второй половины XX века до наших дней После войны многие надеялись](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-14.jpg)
на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но эти надежды не оправдались. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить. Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли «шестидесятниками», хотя они принадлежали к более старшему поколению. Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое её отражение.
Слайд 16 Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом
![Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом России,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-15.jpg)
России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.
Слайд 18Вывод:
Мне хочется верить, что Петербург XXI века сумеет преодолеть свою былую
![Вывод: Мне хочется верить, что Петербург XXI века сумеет преодолеть свою былую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-17.jpg)
мрачность и «удушливость» , и в произведениях современных писателей и поэтов мы увидим новый Петербург - чистый, свежий, яркий, свободный и прекрасный.
Слайд 19Прекрасен город мой родной
С его проспектов прямотой,
С блестящей роскошью дворцов,
С зеленой прелестью
![Прекрасен город мой родной С его проспектов прямотой, С блестящей роскошью дворцов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-18.jpg)
садов!
(Наталья Бочагова)
Слайд 20Текут года, как быстрая река,
И солнце разгоняет в небе тучи.
И с каждым
![Текут года, как быстрая река, И солнце разгоняет в небе тучи. И](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-19.jpg)
днем мой город только лучше! (Таисия Харитонова)
Слайд 21Библиография
Анциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990.
Блок Александр Александрович, “Город
![Библиография Анциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990. Блок Александр](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/347893/slide-20.jpg)
мой” Ленинград, 1957.
Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1 – С. – 230-234.
Добринская Л.Б. (Сост.) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989.
Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970.
Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004.
Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.- 272 с.
“Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.
Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.- 414 с.
Санкт-Петербург в русской литературе: учебник -хрестоматия для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб., Свет, 1996.