Слайд 2Эпиграф
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский
Слайд 3 КРЫЛОВ Иван Андреевич [2 (13) февраля 1769 (или 1768), Москва? —
9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург] русский баснописец, драматург, журналист. Член Общества любителей российской словесности (1816), действительный член Российской академии (1811), Петербургской АН (1841).
В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен
Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.
Слайд 4 Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором
есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
Слайд 5 Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников.
В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг. Но образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.
Слайд 6 Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно
увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ' и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.
Слайд 7Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой
опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента:
Проказница-Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка Затеяли сыграть
Квартет,..
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Слайд 8
В басне «Ворона и Лисица» Крылов высмеивает в образе Вороны
тщеславных, высокомерных, стремящихся к славе, к почести людей, а в образе Лисицы тех, кто хитростью и лестью добивается своего.
Слайд 9«Свинья под дубом»
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые
труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Крылов высмеивает глупость необразованного человека.
Слайд 10«Зеркало и Обезьяна»
Глупая и необразованная Обезьяна не узнала себя в Зеркале
и посмеялась над собственными ужимками. Спокойный и разумный Медведь дал ей совет:
« Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Слайд 11«Стрекоза и Муравей»
Стрекоза, веселясь все лето, просто не задумывается о том,
что ждет ее в холодную осень и зиму. Трудяга же Муравей понимает, что в холод и голод без муравейника и запасов погибнет. Муравей – олицетворение трудолюбия, стрекоза – праздности и легкомыслия.
Слайд 12«Слон и Моська»
Ай, Моська, знать она
сильна,
Что лает на Слона!
Внутренняя слабость Моськи заставляет ее лаять на Слона – при этом осознавая, что реакции на лай – со стороны Слона – не будет. То есть, Моська не пытается остановить Слона, а, скорее, использует его движение как повод для собственного «продвижения» в сознании других собак. Она понимает свое бессилие и вовсе не стремится к настоящей драке: ей бы лишь прославиться, «попасть в большие забияки». Читателю легко применить вывод этой басни к людским отношениям и характерам.
Слайд 13«Лебедь, Рак и Щука»
«Да только воз и ныне там".
Это выражение
стало крылатым. Так говорят, когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается.
Слайд 14 Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется
аллегорией (иносказанием).
Слайд 15Вывод:
Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают
также и на реалистическую основу басни.