Тематический апперцептивный тест

Содержание

Слайд 2

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это метод, с помощью которого

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это метод, с помощью
можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»
Henry A Murray. 
Thematic apperception test. —
Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.

Слайд 3

Описание и возможности ТАТ

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31

Описание и возможности ТАТ Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из
таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист.
Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого).
Задача обследуемого заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.
ТАТ разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов ХХ века.
В ситуациях массового психодиагностического обследования ТАТ не оправдывает затраченных усилий. ТАТ рекомендуется применять индивидуально.
ТАТ рекомендуется в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п.
ТАТ рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя значительное время.
ТАТ наиболее эффективен в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

Слайд 4

Ситуация и атмосфера проведения обследования

Полное обследование с помощью ТАТ редко занимает меньше

Ситуация и атмосфера проведения обследования Полное обследование с помощью ТАТ редко занимает
1,5—2 часов и, как правило, разбивается на два сеанса.
При сравнительно коротких рассказах с небольшим латентным временем все 20 рассказов могут уложиться в час — час с небольшим (1 сеанс). Возможна и обратная ситуация — долгие размышления и длинные рассказы, когда двух сеансов оказывается недостаточно, и приходится устраивать 3—4 встречи.
Когда число сеансов больше одного, между ними делается интервал в 1—2 дня, но не должен превышать одной недели.
Обследуемый не Должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы — в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов.
В начале работы психолог заранее выкладывает на стол (изображением вниз) не более 3—4 таблиц и затем по мере необходимости достает таблицы по одной в заранее приготовленной последовательности из стола или сумки. На вопрос о числе картин дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен быть настроен на то, что она продлится не менее часа.
Нельзя разрешать обследуемому проглядывать заранее другие таблицы.

Слайд 5

Требования к проведению обследования с помощью ТАТ

обследование должно проводиться в отдельном помещении,

Требования к проведению обследования с помощью ТАТ обследование должно проводиться в отдельном
в которое никто не должен входить, не должен звонить телефон и как психолог так и обследуемый не должны никуда спешить;
обследуемый не должен быть усталым, голодным или под влиянием аффекта;
обследуемый должен сидеть в удобном для него положении, оптимальное положение психолога — сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи.;
считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты, обеспечивающие контроль над содержанием фантазий;
перед началом работы с ТАТ хорошо провести какую-нибудь короткую и занимательную методику, которая поможет обследуемому втянуться в работу, например, рисунок несуществующего животного, психолог своим поведением должен создавать атмосферу безусловного принятия, поддержки, одобрения всего, что говорит обследуемый, избегая при этом направлять его усилия в определенное русло;
подразумевает необходимость избегать актуализации в ситуации обследования каких-либо специфических мотивов. Не рекомендуется апеллировать к способностям обследуемого, стимулировать его честолюбие, проявлять выраженную позицию "эксперта-человековеда", доминантность.

Слайд 6

Инструкция

Текст первой части инструкции: «Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на

Инструкция Текст первой части инструкции: «Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите
картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».
Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграничить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации: "во-первых, во-вторых и т.п." Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения.
Нужно в свободной форме пояснить следующее: 1) "правильных" или "неправильных" вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош; 2) рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом нужда; 3) литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу. Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов, лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей.

Слайд 7

После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая

После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая
таблица.
В том случае, если какие-то из пяти основных пунктов (например, будущее или мысли героев) будут отсутствовать в его рассказе, то основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все.
Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель.
Если обследуемый будет задавать вопросы типа "Все ли я сказал?", то на них следует отвечать: "Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке, если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте". Такая конструкций должна присутствовать во всех ответах психолога на вопросы обследуемого: проговариваются все альтернативы. Иная форма ответа будет подталкивать обследуемого к определенному решению, что нежелательно.
Таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы обследуемого. Если испытуемых демонстрирует сильные психологические защиты, то допускается повторное составление рассказа по этой таблице.

Слайд 8

Посттестовая беседа

После завершения рассказа по последней, двадцатой таблице, Мюррей рекомендует пройтись по

Посттестовая беседа После завершения рассказа по последней, двадцатой таблице, Мюррей рекомендует пройтись
всем сочиненным рассказам и спросить обследуемого, каковы были источники каждого из них — опирался ли рассказ на личный опыт, на материал прочитанных книг или кинофильмов, на рассказы знакомых или же является чистой выдумкой. Эта информация не всегда дает что-либо полезное, но в ряде случаев помогает отделить заимствованные сюжеты от продуктов собственной фантазии обследуемого и тем самым приблизительно оценить степень проективности каждого из рассказов.
Мюррей рекомендует использовать этот опрос для стимулирования свободных ассоциаций обследуемого по поводу сочиненных рассказов, однако это выходит за пределы собственно процедуры ТАТ и может использоваться как дополнительная процедура при глубинном клиническом обследовании.

Слайд 9

При обследовании при помощи ТАТ протоколированию подлежит следующее:

Полный текст всего, что говорит

При обследовании при помощи ТАТ протоколированию подлежит следующее: Полный текст всего, что
обследуемый в той форме, в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, оговорками, аграмматизмами, повторениями и словами-паразитами. Если он хочет исправить что-то ранее сказанное, следует записать те исправления, которые он вносит, не меняя ничего в предыдущей записи.
Все, что говорит психолог, обмены репликами с обследуемым, вопросы обследуемого и ответы психолога, вопросы психолога и ответы обследуемого.
Относительно длинные паузы в ходе составления рассказа.
Латентное время — от предъявления картины до начала рассказа — и общее время рассказа — от первого до последнего слова. Время, затраченное на уточняющий опрос, не приплюсовывается к общему времени рассказа.
Положение картины. Для некоторых картин неясно, где верх, где низ, и обследуемый может ее вертеть. Повороты картины необходимо фиксировать. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ — основное положение таблицы, > — верхний край таблицы справа, v — таблица перевернута (с), < — верхний край таблицы слева. Если обследуемый будет спрашивать, как правильно держать, следует отвечать: "Как Вам удобно, так и держите".
Эмоциональный настрой обследуемого, расположение духа, динамику его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания.
Невербальные реакции и проявления обследуемого — жесты, мимику, позы: пожал плечами, улыбнулся, нахмурился, сменил одну позу на другую (открытую на скованную или наоборот).

Слайд 10

Допущения, связанные с проективным содержанием рассказов

Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции

Допущения, связанные с проективным содержанием рассказов Рассказы могут отражать не только устойчивые
и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.
Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других очень мало или он может вообще отсутствовать.
Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

Слайд 11

Стимульный материал

ТАТ, выполненный типографским способом, печатается на белом бристольском картоне; при работе

Стимульный материал ТАТ, выполненный типографским способом, печатается на белом бристольском картоне; при
с перефотографированным ТАТ необходимо помнить, что подходящие изображения могут получиться только на матовой фотобумаге; важно соответствие оригиналу размеров таблиц, размещения на них изображений и полей (у разных таблиц поля имеют разную ширину), яркости (насыщенности) и контрастности (размытости) изображений. Важно, чтобы при копировании, изображения не стали ни более размытыми, ни более четкими, ни более темными, ни более светлыми.
Набор, предъявляемый для обследования, включает 20 таблиц; их выбор определяется полом и возрастом обследуемого.
ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет — из него исключаются и заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.
Обозначения картин-таблиц:
Символами ВМ обозначены картины, используемые при работе с мужчинами от 14 лет,
Символами GF — с девушками и женщинами от 14 лет,
Символами BG — с подростками от 14 до 18 лет обоего пола,
MF — с мужчинами и женщинами старше 18 лет.
Остальные картины годятся для всех обследуемых.
Номер картины фиксирует ее порядковое место в наборе.

Слайд 12

Эта картинка обычно вызывает идентификацию с мальчиком и выявляет отношения к родительским

Эта картинка обычно вызывает идентификацию с мальчиком и выявляет отношения к родительским
фигурам. Таким образом, становится вполне очевидно, считал ли испытуемый своих родителей агрессивными, понимающими, доминирующими, оказывающими помощь или обеспечивающими защиту. Помимо информации об отношении испытуемого к родителям мы также сможем выявить, какие конкретно отношения существовали между пациентом и каждым из родителей. В некоторых случаях мы можем видеть следы конфликта между автономией и подчинением власти во всех его разнообразных проявлениях и многочисленных вариациях.

Слайд 13

Это изображение деревенской сцены в большинстве случаев обеспечивает прекрасную возможность составить представление

Это изображение деревенской сцены в большинстве случаев обеспечивает прекрасную возможность составить представление
о взаимоотношениях между членами семьи испытуемого. Даже мужчины часто идентифицируют себя с центральной фигурой картинки — молодой девушкой, так как это очень отчетливая фигура на переднем плане. И снова очень часто встречаются вариации на тему противоборства независимости от семьи и подчинения консервативному, отсталому существованию. Эти темы показывают тип разногласий между испытуемым и его семьей.
Для наших целей крайне важным является то, что испытуемый говорит о прислонившейся к дереву женщине, которую очень часто принимают за беременную. Огромное количество информации может быть получено на основе того, как человек воспринимает беременность. Он может либо полностью ее игнорировать, либо высказать свои взгляды по этому вопросу, что крайне информативно для любого возраста.

Слайд 14

Эта картинка также относится к наиболее полезным. Большинство мужчин видят в скорчившейся

Эта картинка также относится к наиболее полезным. Большинство мужчин видят в скорчившейся
фигуре мужчину; если мужчина видит в ней женщину, то это говорит о том, что мы должны принять к сведению (не поставить диагноз, а принять к сведению) возможность наличия скрытой гомосексуальности, предположение, которое будет подтверждено появлением на других картинках соответствующих подтверждений. То, как воспринимается предмет слева, часто позволяет получить важную информацию обо всем, что имеет отношение к агрессии. Официально этот предмет считается пистолетом.

Слайд 17

Женщина средних лет, заглядывающая в полуоткрытую дверь, часто интерпретируется в качестве матери,

Женщина средних лет, заглядывающая в полуоткрытую дверь, часто интерпретируется в качестве матери,
которая может наблюдать за разными видами деятельности. В некоторых случаях это превращается в символическую историю о страхе быть замеченным за мастурбацией; а иногда мать может оказаться доброжелательной, она пришла поинтересоваться, как дела у ее ребенка; она может и отчитывать ко-го-то за то, что он поздно проснулся. Часто появляются темы вуайеризма, в связи с чем в рассказах в завуалированной форме встречаются интимные сцены.

Слайд 22

Это весьма полезная картинка. Обычно испытуемые-мужчины идентифицируют себя с мальчиком на переднем

Это весьма полезная картинка. Обычно испытуемые-мужчины идентифицируют себя с мальчиком на переднем
плане. Основные темы, обсуждение которых вызывает эта картинка, имеют отношение либо к агрессии (кто-то был ранен, и теперь его оперируют на заднем плане), либо к честолюбивым устремлениям (мальчик мечтает стать доктором, например). Тот факт, была ли замечена винтовка слева на картинке, и в каком виде она предстала, имеет отношение к тем же проблемам, что и пистолет на картинке № ЗВМ. То, как испытуемый описывает персонажей, например, его отношение к доктору как к более взрослому человеку или к человеку, переносящему операцию, может пролить свет на проблемы, связанные с Эдиповым комплексом, если воспринимать этих людей как родительские образы.

Слайд 26

Эта картинка выявит массу фактов, связанных с взаимоотношениями мужчины и женщины. Если

Эта картинка выявит массу фактов, связанных с взаимоотношениями мужчины и женщины. Если
испытуемый видит на картинке объятия двух мужчин, то это будет серьезным свидетельством наличия у него скрытого гомосексуализма или даже явных проблем в этой области. Если мужчина или женщина видит на картинке мужчину и женщину, то стоит обратить внимание на то, будет ли это история воз-вращения или расставания, причем тема расставания отражает скрытые враждебные импульсы.

Слайд 27

Она выявляет многие детские и первобытные страхи, так как часто такие эмоции

Она выявляет многие детские и первобытные страхи, так как часто такие эмоции
находят выход в связи с животными. Если пациента мучает страх нападения, то эта картинка будет весьма полезна, так как на ней присутствуют детали, способные выявить страх нападения, например, фаллический символ — дракон.
Часто в рассказах проявляется оральная агрессия; к тому же эта картинка может помочь составить впечатление о настрое пациента: смогут ли они спастись, если да, то как.

Слайд 30

Эта картинка также не находит широкого применения в моей практике, разве что

Эта картинка также не находит широкого применения в моей практике, разве что
в случаях испытуемых с суицидальными наклонностями или находящихся в глубокой депрессии. По этой картинке чаше всего составляются рассказы о том, как кто-то выпал или выпрыгнул из лодки.

Слайд 31

Эта картинка превосходно справляется с задачей выявить конфликты в сексуальной сфере как

Эта картинка превосходно справляется с задачей выявить конфликты в сексуальной сфере как
у мужчин, так и у женщин. У крайне замкнутых людей она может вызвать «сексуальный шок», который проявится в рассказах. У женщин она может выявить страх стать жертвой изнасилования, нападения или иного оскорбления со стороны мужчины. У мужчин эта картинка часто провоцирует чувство вины, связанное с сексуальной деятельностью. Еще в рассказах четко проявляется отвращение к гомосексуалистам. Может быть обнаружена проекция чувств мужа и жены. По этой картинке нередко встречаются рассказы об экономической депривации, а при обсуждении груди проявляются оральные тенденции. Это одна из картин, на которых присутствует довольно большое количество деталей, поэтому обсессивно-компульсивные тенденции найдут выражение в повышенном внимании к деталям.

Слайд 35

Эта картинка, изображающая некую фигуру посреди кладбища, имеет особую ценность при работе

Эта картинка, изображающая некую фигуру посреди кладбища, имеет особую ценность при работе
с человеком, пережившим смерть
кого-либо из членов семьи, если терапевту надо выяснить, какие переживания вызвала у него эта смерть. Эта картинка имеет ценность еще и потому, что она способна выявить представления и страхи, касающиеся смерти, в любом испытуемом. Отчетливо проявляются депрессивные тенденции.

Слайд 36

Белый лист представляет собой особую ценность при работе с людьми с хорошо

Белый лист представляет собой особую ценность при работе с людьми с хорошо
подвешенным языком, которые могут действительно расслабиться, а проекции даются им легко. Однако если своими предыдущими рассказами испытуемый зарекомендовал себя как человека, испытывающего трудности с облегчением в слова тем из своих фантазий, то предъявление белого листа не имеет смысла.

Слайд 37

Эта картинка имеет много полезных аспектов.
В рассказах о спасении от физической

Эта картинка имеет много полезных аспектов. В рассказах о спасении от физической
травмы, например из огня, или о спасении бегством от мужчины могут проявиться страхи. Последний сюжет во многих случаях отражает страхи, связанные с Эдиповым комплексом; особенно явно это проявляется у детей, которые могут увидеть на этой картинке некого человека, убегающего от «короля» или «принца».
Эта картинка также с легкостью выявляет гомосексуальные наклонности, которые проявляются даже в деталях описания.
Нередки истории соревновательного характера; их авторы воспринимают картинку как состязание атлетов или что-то в этом роде.
Для мужчин эта картинка часто оказывается индикатором того, как они воспринимают свое тело: считают ли они себя сильными, мускулинными и так далее.

Слайд 42

Испытуемый может увидеть в фигуре у фонарного столба как мужчину, так и

Испытуемый может увидеть в фигуре у фонарного столба как мужчину, так и
женщину. Мы не имеем сколь-нибудь определенных данных по истолкованию вариантов половой идентификации. Женщины могут рассказывать истории о страхе перед мужчинами и о боязни темноты. Противоположный пол будет проявлять свои страхи через построение гангстерской истории. Но и эту картинку можно превратить в безобидную ситуацию, если рассказать историю о вечернем свидании.

Слайд 43

Последовательность предъявления очень важна

Таблицы различаются: 1) по конкретной сфере жизненных отношений, которую

Последовательность предъявления очень важна Таблицы различаются: 1) по конкретной сфере жизненных отношений,
каждая из них затрагивает (первые картины — более универсальные, привычные, обыденные сферы; последние картины — более специфические, индивидуально значимые сферы); 2) по эмоциональному тону, который задается расположением, позами и лицами людей, светотенью, контрастами самих изображений и т.п. и, в-третьих, по степени реалистичности.
Первые картины реалистичны, в картинах 8-10 возникает проблема соотнесения между собой частей изображения и связывания их в одно целое, в картине 11 персонажа нет, что вызывает затруднения в выполнении инструкции, картина 12 является фантастической, картины 13—15 затрагивают глубоко запрятанные конфликты, картина 16 представляет собой чистое белое поле, картины 17-20 тоже достаточно необычны.
Г. Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые 10 — более фантастические, рассказы по первым 10 картинам должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым 10 картинам — вытесненные или сублимированные желания.

Слайд 44

3 этапа работы по методике ТАТ:

1 этап – симптомологический анализ, который состоит

3 этапа работы по методике ТАТ: 1 этап – симптомологический анализ, который
в выделении основных показателей или симптомов.
2 этап – синдромологический анализ, характеризующийся выделением наиболее устойчивых, инвариантных структур.
3 этап – диагностика личности, состоящая в формулировании гипотез относительно психологических свойств личности испытуемого.

Слайд 45

ЭТАП 1 - Симптомологический анализ

ЭТАП 1 - Симптомологический анализ

Слайд 46

Формальный признак 1 – ОБЪЕМ РАССКАЗОВ

От него зависит глубина интерпретации полученного материала.

Формальный признак 1 – ОБЪЕМ РАССКАЗОВ От него зависит глубина интерпретации полученного
Чем полнее по содержанию рассказ, тем больше психологической информации можно из него извлечь. Как отмечает Мюррей нормальный объем должен включать не менее трехсот слов в одном тексте. Слишком краткие тексты ограничивают возможности интерпретации, а рассказы объемом менее 140 слов, как правило, малоинформативны и не интерпретируются.
Причины написания слишком кратких рассказов или отказа работать со стимульным материалом психолог должен проанализировать. Это может быть связано с нежеланием испытуемого раскрыться, страхом саморазоблачения, что особенно вероятно в ситуациях, значимых для испытуемого, а также в ситуациях высокого социального риска, например, в процессе проведения судебно-психологических экспертиз, действием различных защитных механизмов, отсутствием контакта с психологом. Кроме того, это может быть следствием недостаточного использования парциальных оценок, потому что подбадривание, одобрение, похвала стимулируют воображение. Если испытуемый пропускает какие-то существенные детали или предшествующие события, то психолог может подсказывать ему при помощи кратких замечаний типа: «Почему это случилось?», «'Что привело к этой ситуации?», «Почему не удалось достичь цели?».
Желательно, чтобы испытуемый равномерно распределял время для написания рассказов. Психолог ни в коем случае не должен вступать в дискуссию по содержанию рассказов. Если испытуемый спрашивает о неясной детали, или увлекается слишком подробным описанием картин, следует тактично напомнить, что это тест воображения, и он может представить, все, что угодно.
Тексты, существенно превышающие названный объем, свидетельствуют об обратном: испытуемый расположен к экспериментатору, чувствует себя в безопасности, внутренне раскрепощен, что находит отражение в свободном фантазировании, образности и богатстве языка.

Слайд 47

Формальный признак 2 – ОТНОШЕНИЕ К ИНСТРУКЦИИ

Выделяются два варианта отношения испытуемого к

Формальный признак 2 – ОТНОШЕНИЕ К ИНСТРУКЦИИ Выделяются два варианта отношения испытуемого
инструкции: строгое следование инструкции, ограничивающее свободу изложения мысли, и нарушение требований инструкции. Первое может быть связано с интеллектуальной и эмоциональной ригидностью, тревожностью, фрустрированностью, неразвитым воображением. Второе может проявляться в нарушении временной перспективы, последовательности в изложении, отсутствии упоминания о мыслях и чувствах героев рассказов и т.д. Иногда испытуемый соблюдает инструкцию чисто формально, т.е. дает описание изображенного на картине вместо рассказа. Причинами названных нарушений являются недостаточный уровень развития вербального интеллекта, психологическая защищенность и др. Следует обратить внимание на то, относится ли нарушение инструкции к одному рассказу или ко всем текстам испытуемого. Если последнее касается только содержания отдельных текстов, то, вероятнее всего, это вызвано тревогой в связи с определенными сюжетами.

Слайд 48

Формальный признак 3 – ОБРАЩЕНИЕ СО СТИМУЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Неопределенность и неоднозначность стимульного материала

Формальный признак 3 – ОБРАЩЕНИЕ СО СТИМУЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ Неопределенность и неоднозначность стимульного
ТАТа рассчитана на субъективное восприятие изображенного, благодаря которому сюжеты, полученные в процессе исследования, индивидуализированы. В то же время испытуемый может «не видеть» каких-то деталей, которые очевидны, либо воспринимать их искаженно, «видит» детали, которых нет в стимульном материале. В этом случае мы имеем дело с так называемыми перцептивными искажениями. Перцептивные искажения обусловлены значимостью событий для испытуемого и объясняются тревогой, которую они вызывают, и переживаемая информация вытесняется. К подобным искажениям можно отнести также восприятие стимульного материала испытуемым как фотографий или кадров из кинофильмов. Помимо названных причин, перцептивные искажения могут объясняться неразвитым воображением, интеллектуальной ригидностью.

Слайд 49

Формальный признак 4 – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН РАССКАЗОВ

Особенности изложения рассказов зависят от устойчивых

Формальный признак 4 – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН РАССКАЗОВ Особенности изложения рассказов зависят от
характеристик личности (открытости-замкнутости; гибкости-ригидности; акцентуации характера и других) и от ситуативных факторов (эмоционального состояния, отношения к психологу). Указанные особенности влияют на эмоциональный фон рассказов, который может быть положительным, приподнятым, мажорным, либо отрицательным, пессимистичным, гнетущим. Общий эмоциональный фон рассказов зависит от темы рассказов. Если тема связана с приятными воспоминаниями, положительными эмоциями, то тексты отличаются эмоциональной насыщенностью, интеллектуальной свободой. Темы, вызывающие травмирующие переживания, неприятные воспоминания сковывают воображение, обедняют фантазию испытуемого, придавая текстам формальный характер. Все это отражается в стиле изложения, богатстве и разнообразии языковых приемов, используемых испытуемым, в его оценочных комментариях

Слайд 50

Содержательный признак 1 – ГЕРОЙ РАССКАЗА, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

Задача, связанная с выделением героя

Содержательный признак 1 – ГЕРОЙ РАССКАЗА, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА Задача, связанная с выделением
рассказа, достаточно сложная, поскольку в рассказах испытуемых описывается, как правило, несколько действующих лиц. Герой – это персонаж, с которым автор осознанно или неосознанно идентифицирует себя.
По каким критериям можно определить героя? Следует обратить внимание на следующее: а) кто наиболее близок испытуемому по своим половозрастным характеристикам, статусу и роли? б) кому из действующих лиц рассказа сочувствует автор, чья точка зрения им принята, чьи переживания и мотивы наиболее интимно описаны? в) играет ли он ведущую роль в описанной ситуации?
В процессе работы психолог может столкнуться с трудностями:
идентификация может смещаться с одного персонажа на другой в содержании одного рассказа, иногда может представлять целую цепь героев;
различные, часто противоречивые стороны личности автора могут быть представлены двумя героями (в этом случае можно говорить о двукомпонентном герое);
испытуемый отождествляет себя с персонажем противоположного пола (это может быть отражением фемининных или маскулинных свойств личности);
испытуемый может быть представлен также второстепенным персонажем, в то время, как главный персонаж описывается как чуждая ему личность (это может быть связано с тем, что он не видит себя в похожем другом или не обладает такими качествами, которые для него значимы, и он желал бы ими обладать).

Слайд 51

Содержательный признак 2 – ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ГЕРОЯ

Представляет интерес классификация В.Н.Норакидзе, который

Содержательный признак 2 – ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ГЕРОЯ Представляет интерес классификация В.Н.Норакидзе,
модифицировал классификацию потребностей Мюррея.
Потребность доминирования (стремление к контролю, подчинению, влиянию).
Потребность агрессии и самоагрессии (желание причинить зло, боль, физические страдания другим или себе).
Потребность в аффилиации (поиск дружеских связей, эмоциональной защищенности).
Потребность отрицания, отвержения (пренебрежение, безразличие к окружающим).
Потребность в автономии (независимость, самостоятельность, самодостаточность, нонконформизм).
Потребность приспособления (пассивное повиновение, зависимость, покорность, подчинение).
Потребность уважения, почтения, поддержки, одобрения.
Потребность достижения, успеха.
Потребность быть в центре внимания.
Эгоистическая потребность (любовь к себе, самолюбование, нарциссизм).
Потребность в социофилии (принадлежность к группе, социуму, желание быть принятым другими).
Потребность поиска покровителя (ожидание помощи от других, мягкого обращения, совета).
Потребность покровительствовать (желание помогать, защищать, оберегать). Является антиподом предыдущей потребности.
Потребность избегания наказания.
Потребность самозащиты.
Потребность преодоления поражения, неудачи.
Потребность избегания опасности.
Потребность порядка (следование определенным правилам поведения, инструкциям).
Потребность суждения (стремление анализировать, обобщать, абстрагироваться).
Потребность игры (стремление поставить себя на место другого, представить себя в необычных ситуациях, дав волю своему воображению и фантазии).

Слайд 52

Содержательный признак 3 – ЭМОЦИИ ГЕРОЯ

Известно, что между потребностями и эмоциями существует

Содержательный признак 3 – ЭМОЦИИ ГЕРОЯ Известно, что между потребностями и эмоциями
взаимосвязь: удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, а блокирование потребностей вызывает отрицательные эмоции.
Эмоции являются существенной характеристикой героя, поскольку они дают представление о внутреннем состоянии, переживаниях автора. Кроме того, эмоции являются надежным источником информации о неосознаваемых мотивах, побуждениях личности испытуемого, потому что не всегда контролируются.
В первую очередь следует обратить внимание на общую характеристику эмоций персонажа. Какие эмоции преобладают: положительные или отрицательные, стенические (гнев, радость, восторг) или астенические (тревога, грусть, тоска), амбивалентные (двойственные)?
Мюррей выделил такие группы эмоций, как конфликт, который включает состояния неопределенности, нерешительности, смущения; эмоциональные отклонения, т.е. чувствительность по отношению к кому-либо, непоследовательность и порывистость чувств, экзальтация и депрессия; подавленность настроения, которая характеризуется чувством разочарования, утратой иллюзий, депрессией, горем, печалью, несчастьем и отчаянием.

Слайд 53

Содержательный признак 4 – ОКРУЖЕНИЕ ГЕРОЯ

К активным силам среды Мюррей относил следующие

Содержательный признак 4 – ОКРУЖЕНИЕ ГЕРОЯ К активным силам среды Мюррей относил
группы «давлений»:
Присоединение, принятие.
Агрессия
Доминирование
Забота
Отрицание
Лишение, потеря
Физическая угроза
Пассивная угроза
Физические повреждения

Слайд 54

Содержательный признак 5 – РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ

Результаты или исходы, по выражению

Содержательный признак 5 – РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ Результаты или исходы, по
Мюррея, предполагают сравнительный анализ сил, исходящих от героя, и сил, исходящих от среды. Оценивая силы, исходящие от героя и от среды, следует обратить внимание на то, какую активность проявляет герой (его энергия, решительность, настойчивость; легким или трудным является его путь: борется ли он, сопротивляется силам среды или отступает)? Является ли герой сам автором своих поступков или становится объектом внешних обстоятельств, в какой степени персонаж преодолевает силы среды, в какой степени эти силы «ведут» его? Подвергается ли герой наказанию? Испытывает ли он чувство вины, раскаяние или старается забыть (вытеснить) неприятные ситуации? Существенное значение имеет, насколько фрустрируют героя события, происходящие с ним?

Слайд 55

Содержательный признак 6 – ТЕМА РАССКАЗА

Личная. Действия и переживания основного персонажа связаны

Содержательный признак 6 – ТЕМА РАССКАЗА Личная. Действия и переживания основного персонажа
с его жизненной позицией, ценностями, смыслами, перспективами.
Интимная. Описываются взаимоотношения между влюбленными, родителями и детьми, близкими друзьями. Тексты, как правило, содержат доверительную информацию.
Сексуальная. Обычно рассматривается как разновидность интимной, включает описание сексуальных переживаний, отношений, проблем.
Семейная. Включает отношения между родителями и детьми, супругами, содержит описания семейных проблем, конфликтов и т.п.
Производственная. Предполагает описание профессиональной деятельности, вопросы компетентности, трудолюбия, отношения к карьере, профессиональному успеху.
Социальная. Содержит описание общественных отношений, социальных проблем, конфликтов.
Романтически-фантастическая. Включает необычные сюжеты, описания приключений, фантазии.
Абстрактно-философская. Предполагает размышления о жизни и смерти, добре и зле, о нравственных вопро­сах.

Слайд 56

ЭТАП 2 – Синдромологический анализ

Целью синдромологического анализа является выделение наиболее устойчивых (инвариантных)

ЭТАП 2 – Синдромологический анализ Целью синдромологического анализа является выделение наиболее устойчивых
структур рассказов. Элементами этих структур выступают повторяющиеся от рассказа к рассказу содержательные признаки. Инвариантная структура представляет собой приписываемую испытуемым персонажам определенную логику повеления, если и не осуществляемую в жизни, то являющуюся для него принципиально возможной.
Вначале необходимо выделить логическую структуру каждого рассказа, отражающую представления автора о том, как люди должны действовать, либо действуют в определенных обстоятельствах. Она включает героя рассказа, его цели, средства их достижения, окружающее воздействие (силы среды) и результат (логическая структура может быть выделена с точки зрения как главного героя, так и других действующих лиц). Например, логическая структура рассказа испытуемого может выглядеть следующим образом: героем рассказа является молодой человек, честолюбивый, интеллектуально развитый, одаренный, поставивший перед собой цель утвердиться в профессиональном плане. Герой достигает цели, используя, главным образом, помощь и поддержку окружающих людей, не предпринимая собственных активных усилий. Он терпит неудачи, приписывая ответственность за них обстоятельствам, а не себе. Доминирующими выступают потребности в поддержке, признании, в защищенности. Удовлетворение этих потребностей он связывает с другими людьми, потому что сам он малоактивен. В основном герой переживает астенические эмоции. В описанной инвариантной структуре нашли отражение существенные устойчивые признаки.
Таким образом, в результате синдромологического анализа отсеивается случайное в содержании рассказов и выделяется «ядро» текстов. В дальнейшем интерпретатор работает преимущественно с инвариантными структурами.

Слайд 57

ЭТАП 3 – Целостный портрет личности

Направленность диагностической процедуры определяется целями и задачами

ЭТАП 3 – Целостный портрет личности Направленность диагностической процедуры определяется целями и
конкретного исследования. Мюррей сформулировал два важных для диагностики личности предположения.
Первое предположение состоит в том, что «атрибуты» (признаки) героя представляют тенденции в личности испытуемого. Они могут относиться к прошлому, настоящему и будущему. Эти тенденции представляют действия, которые испытуемый совершил, хотел совершить или был склонен совершить; либо неосознаваемые желания, потребности, мотивы. Как полагал Мюррей, тенденции представлены большей частью не буквально, а символически, поэтому требуют особенно тщательной интерпретации с использованием психоаналитического подходу
Второе предположение связано с отношением испытуемого к окружающим людям, отражает его точку зрения на мир, представления об отношениях между людьми, которые он проецирует в рассказах. Они также могут относиться к его прошлому, настоящему или будущему и быть символическими.

Слайд 58

Варианты ТАТ для детей

Детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллака. Первый вариант CAT (1949) состоял

Варианты ТАТ для детей Детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллака. Первый вариант
из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и в 1966 году создан параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).
Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8—14 лет состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица — чистое белое поле). Как и в ТАТ Мюррея, часть таблиц МРТ (8) предъявляется обследуемым обоего пола, а часть различна для мальчиков и девочек (по 4). Основной предмет диагностики: девять проблемных областей, такие как конфликты в семье, в школе, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии и т.п. В отличие от ТАТ, картины МРТ более реалистичны и не содержат чрезмерной неопределенности.
Тест рассказов по рисункам П. Саймондса (SPST) создан в 1948 году и предназначен для тестирования подростков от 12 до 18 лет. Тест включает 20 таблиц. Этот тест не получил широкого применения. Отсутствуют данные о каких-либо преимуществах теста Саймондса перед ТАТ Мюррея. Дж. Каганом высказывалось мнение о том, что оптимальным для обследования подростков был бы смешанный тест, включающий в себя отдельные картины из ТАТ Мюррея, МРТ и SPST.
Тест семейных установок Л. Джексон (TFA) предназначен для детей от 6 до 12 лет. Варианты для мальчиков и девочек полностью различны и включают в себя по 7 таблиц с изображениями критических семейных ситуаций. Интерпретация результатов довольно свободная.
Школьный апперцептивный метод (SAM) включает 22 рисунка с изображениями типичных школьных ситуаций.
Учебный апперцептивный тест (EAT) отличается от предыдущего тем, что в нем использованы натуралистические фотографии.
Тест школьной тревоги (SAT) Е. Хусляйн включает в себя 10 таблиц, охватывающих пять классов тревоги в школьных ситуациях.

Слайд 59

Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

разработан в 1974 году Л.Н. Собчик в целях изучения механизмов

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) разработан в 1974 году Л.Н. Собчик в целях
проекции в упрощенном варианте в сравнении с оригинальной методикой. При этом используются гораздо более примитивные (а значит, и универсальные) картинки в качестве стимульного материала. PAT является модификацией ТАТ в том смысле, что идеи проекции и идентификации, лежащие в основе мюрреевского теста, нашли свое применение и в новой методике.

Слайд 60

Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач

Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает в себя

Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает
8 таблиц в мужском варианте и 10 — в женском с изображением ситуаций профессиональной деятельности.
Тест групповой проекции (TGP) включает в себя 5 таблиц и предназначен для оценки групповой динамики. Члены группы должны совместно составлять рассказы по таблицам. Достоинства этого теста неочевидны.
В семидесятые годы были предприняты попытки создать версии ТАТ для пожилых людей: геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка и Уолка и апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л. Беллака и С. Беллак. Оба эти теста не оправдали ожиданий; оказалось, что изображение пожилых людей на картинках не повышает их диагностической ценности.
ТАТ С. Томпсона для афроамериканцев (Т-ТАТ) был создан в 1949 году в качестве параллельного варианта ТАТ Мюррея, предназначенного для обследования американцев негритянского происхождения. Томпсон исходил из предположения о том, что им легче будет идентифицироваться с негроидными персонажами. 10 таблиц ТАТ Мюррея были переделаны соответствующим образом, одна исключена, другие сохранены без изменений. Имеющиеся данные не подтверждают гипотезу о преимуществах этого варианта при работе с афроамериканцами. Вместе с тем общепризнано, что этот тест полезен для изучения расистских установок и стереотипов у людей как белого, так и черного цвета кожи.
Индикатор семейных отношений (FRI) разработан в русле семейной психиатрии. Набор состоит из 40 таблиц, однако их отбор в конкретной ситуации обследования зависит не только от пола обследуемого, но и от структуры семьи (сын/дочь, сын и дочь). Цель методики — получить по возможности более полное описание отношений в семье. Изображения не натуралистичны, а схематизированы.