Слайд 2 Сооружение жилого дома для наших предков было исполнено глубочайшего религиозного смысла. С
![Сооружение жилого дома для наших предков было исполнено глубочайшего религиозного смысла. С](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-1.jpg)
ним было связано большое количество обрядов и верований, сопровождающих все этапы строительства.
Слайд 3 Первый этап был связан с выбором деревьев для строительства, а также места
![Первый этап был связан с выбором деревьев для строительства, а также места](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-2.jpg)
для будущего дома. Строительный лес заготовляли заранее, исключительно поздней осенью и зимой, когда соки в дереве замирают и древесина становится сухой. Однако не годились для строительства мертвые деревья. Считалось, что такие деревья не имеют в себе жизненных сил.
Слайд 4 Существовал запрет и на рубку некоторых пород деревьев. В первую очередь это
![Существовал запрет и на рубку некоторых пород деревьев. В первую очередь это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-3.jpg)
относилось к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. Считалось, что эти породы уменьшают жизненную силу человека.
Слайд 5 Особым уважением у мастеров пользовались сосны, обладающие наибольшей плотностью и ярко выраженным
![Особым уважением у мастеров пользовались сосны, обладающие наибольшей плотностью и ярко выраженным рисунком.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-4.jpg)
рисунком.
Слайд 6 Место для строительства будущего дома хозяин выбирал из практических соображений: чтобы не
![Место для строительства будущего дома хозяин выбирал из практических соображений: чтобы не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-5.jpg)
затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветры, чтобы поблизости была вода. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым».
Слайд 7 Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога. Бытовало
![Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога. Бытовало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-6.jpg)
мнение, что по ней могли «уйти» из дома достаток, жизнь, здоровье.
Слайд 8 Нельзя было строить там, где прежде стояла баня: банный дух, банник, был
![Нельзя было строить там, где прежде стояла баня: банный дух, банник, был](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-7.jpg)
существом в общем недоброжелательным. Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет. Не годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнений, других несчастий.
Слайд 9 Время начала строительства выбиралось тщательно. Строительство избы редко затевали под вечер. «Утро
![Время начала строительства выбиралось тщательно. Строительство избы редко затевали под вечер. «Утро](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-8.jpg)
вечера мудренее», гласит русская поговорка, отражающая древние верования: лучезарная мощь восходящего солнца олицетворяла Божью благодать. Похожие верования касались и лунных фаз. Не советовали начинать строительство при ущербной, «старой» луне: это могло сказаться на благосостоянии дома и семьи, которая собиралась в нем жить.
Важную роль в определении сроков строительства дома играл годовой солнечный цикл. Бытовало поверье, что строительство непременно должно было захватить летний праздник Троицы: «Без Троицы и дом не строится».
Слайд 10 Рубка деревьев совершалась в определенное время совместными усилиями, чтобы разделить тяжесть «греха»,
![Рубка деревьев совершалась в определенное время совместными усилиями, чтобы разделить тяжесть «греха»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-9.jpg)
и сопровождалась искупительными обрядами. Считалось, что особенно «опасно» дерево в постройке: оно постоянно угрожает обидчику, срубившему его.
Слайд 11 В качестве предупредительных мер применяли специальные обряды. Во все время строительства или
![В качестве предупредительных мер применяли специальные обряды. Во все время строительства или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-10.jpg)
только в начальный период в середине сруба или в переднем красном углу стояла молоденькая ёлочка или березка. Елка являлась как бы символом домового, олицетворяла собой душу деревянного жилища.
Слайд 12 Возможно, отголоски этих представлений сохранились и сегодня в праздничном украшении новогодней елки.
![Возможно, отголоски этих представлений сохранились и сегодня в праздничном украшении новогодней елки.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-11.jpg)
Слайд 13 В новый дом вначале пускали кошку, так как тот, кто первым войдет
![В новый дом вначале пускали кошку, так как тот, кто первым войдет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-12.jpg)
внутрь, подвергается смертельной опасности, принимая на себя всю тяжесть греха за срубленные для дома деревья.
Слайд 14 Большое количество кошек в деревенском доме можно встретить и сегодня.
![Большое количество кошек в деревенском доме можно встретить и сегодня.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-13.jpg)
Слайд 15 Внешнему облику русского крестьянского жилища был свойственен своеобразный «наряд», к которому следует
![Внешнему облику русского крестьянского жилища был свойственен своеобразный «наряд», к которому следует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-14.jpg)
отнести как собственно декоративные элементы, предназначенные для украшения постройки (резьбу, живопись, раскраску), так и архитектурные детали (крыльцо, балкон, наличники, дымники, охлупень), имеющие утилитарное значение и в то же время выполняющие декоративную роль.
Слайд 16 В декоративном убранстве крестьянского дома, в строительной терминологии ярко отразилось отношение крестьянина
![В декоративном убранстве крестьянского дома, в строительной терминологии ярко отразилось отношение крестьянина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-15.jpg)
к дому — как живому существу, человеку: причелины от слова «чело», то есть лицо избы; термин «наличники» ассоциируется со словом «лицо»; очелье — «очи»; лобовая доска — «лоб»; деревянные клинья на коньковом бревне — «сороки» — ассоциируются с названием женского головного убора «сорока».
Слайд 17 Крестьянское жилище было наполнено мифологическим содержанием. Истоки его уходят в верования, связанные
![Крестьянское жилище было наполнено мифологическим содержанием. Истоки его уходят в верования, связанные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-16.jpg)
со священными животными и растениями. На Русском Севере отмечено изображение охлупня в форме головы коня. Издревле конь считался символом добра и счастья и одним из самых любимых оберегов: «Конь на крыше — в избе тише». В некоторых районах «конек» был обязательной деталью украшения не только дома, но и дворовых построек.
Слайд 18 Примечательно, что северные крестьяне никогда не украшали коньком охлупень бани, считавшейся «нечистым»
![Примечательно, что северные крестьяне никогда не украшали коньком охлупень бани, считавшейся «нечистым»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-17.jpg)
местом. На Мезени получил распространение еще один вид украшения охлупня — рогами оленя или лося. Обычно это украшение не вырезали, подобно коньку, а просто к концу охлупня прикрепляли настоящие оленьи рога. В этом можно видеть следы почитания оленя, культ которого, может быть, не в меньшей степени, чем коня, был свойственен отдельным регионам Севера — тем, где жители занимались охотой и оленеводством.
Слайд 19 На Русском Севере существовало множество обрядовых действий, направленных на предотвращение проникновения болезни
![На Русском Севере существовало множество обрядовых действий, направленных на предотвращение проникновения болезни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-18.jpg)
в дом. Особая роль в них отводилась порогу и дверям: «смоляные кресты» над дверями, металлические предметы, вереск, багульник, воткнутые в косяки. В порог вбивали обереги от болезней, например металлические предметы – ножи, подковы… На пороге «зарубали» радикулит, «засекали страсть», когда долго не ходил ребёнок.
Слайд 20 Лечение многих болезней проходило у печи, что связано с представлениями об очищающей
![Лечение многих болезней проходило у печи, что связано с представлениями об очищающей силе огня.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466375/slide-19.jpg)
силе огня.