Слайд 3Меню и панели инструментов MathCad
Слайд 5Вставка областей (регионов)
в документ
Слайд 6Меню Вид
Команда Регионы (Области)
Слайд 7Границы областей документа MathCad
Слайд 10Меню Вид
Команда Панели инструментов
Слайд 14 Выражение – это формальное правило для вычисления некоторого значения.
Выражение представляет совокупность операндов,
соединенных знаками операций.
Операндами в выражении могут быть:
константы;
переменные, в том числе и дискретные аргументы;
функции (встроенные и определенные пользователем)
Слайд 15Правила составления идентификаторов (символьных имен констант, переменных и функций)
Допустимые символы:
прописные и строчные
символы латинского алфавита;
прописные и строчные символы греческого алфавита;
арабские цифры, символ подчеркивания _, штрих ′, символ процента % (эти символы не могут быть первым символом в имени);
символ бесконечности ∞ (этот символ может быть только первым символом в имени ).
Все символы, записанные после . , будут записаны как нижний индекс.
Прописные и строчные символы различаются!
Слайд 16Определение исходных данных для вычислений
Слайд 17Основные предопределенные константы
Слайд 18Определение переменных
Ввести имя переменой
Знак :
Ввести значение переменной (это может быть константа
или выражение, содержащее ранее определенные данные)
<переменная> : <значение>
Слайд 19Определение дискретного аргумента
Ввести имя аргумента
Знак :
Ввести начальное значение аргумента
Знак ,
Второе значение аргумента
Знак
;
Конечное значение аргумента
<имя дискретного аргумента> : <начальное значение>, <второе значение> ; <конечное значение>
Слайд 21Использование стандартных функций в MathCad
Слайд 22Определение функций пользователя
Ввести имя функции и список аргументов в круглых скобках
Знак :
Ввести
выражение
<имя функции> (<список аргументов>) : <выражение>
Слайд 24Арифметические операции в MathCad
Слайд 26Использование выделяющей рамки
при вводе выражений
Слайд 27Цепкие операции
Деление
Возведение в степень
Извлечение корня
Слайд 29Определение двумерных массивов (матриц) в MathCad
Слайд 30Определение одномерных массивов (векторов) в MathCad
Слайд 31Использование нижних и верхних индексов при работе с массивами
Для ввода нижнего индекса
используется клавиша [.
Для ввода верхнего индекса – Ctrl + 6.
Слайд 32Примеры использования верхних и нижних индексов при работе с массивами
Слайд 33Операции для работы
с массивами в MathCad
Слайд 34Операция умножения X*Y, здесь
X - массив, Y- число;
X и Y векторы с
одинаковым числом элементов;
X и Y матрицы, у которых число столбцов Y соответствует числу строк X.
Операция деления X/Y, здесь
X - массив, Y- число;
Операция сложения X+Y, здесь
X - массив, Y- число;
X и Y массивы с одинаковым числом элементов;
Операция вычитания X-Y, здесь
X - массив, Y- число;
X и Y массивы с одинаковым числом элементов;
Операция изменения знака -X;
Слайд 35Операция возведения в степень Xn (^), здесь
X – квадратная матрица;
N – целое
число;
Операция вычисления длины вектора |X|;
Операция вычисления детерминанта матрицы |X|;
Операция транспонирования матрицы XТ (Ctrl +1);
Слайд 36Операция суммирования элементов вектора ∑Х (Сtrl + 4);
Операция векторизации (Сtrl + -);
Слайд 37Основные функции работы
с массивами
Слайд 38Rows(x)
Cols(x)
Length(x)
Last(x)
Max(x)
Min(x)
Tr(x)
Rank(x)
Norm1(x)
Norm2(x)
Eigenvals(x)
Lsolve(x,y)
Слайд 39Численные и символьные вычисления
в MathCad
Слайд 40= численный знак равенства
→ символьный знак равенства (Ctrl + .)
Слайд 41Вычисление производных
в MathCad
Слайд 42Вычисление производных в численном виде
Определить точку, в которой вычисляется производная
Ввести ?
Для
вычисления производной более высокого порядка нажать Ctrl + ?
Заполните поля ввода
Нажмите =
Слайд 43Вычисление производных в символьном виде
1 способ
(с использованием символьного знака равенства)
Ввести ?
Для вычисления производной более высокого порядка нажать Ctrl + ?
Заполните поля ввода
Нажмите →
Слайд 442 способ
(без использования оператора производной)
Ввести выражение, которое нужно продифференцировать
Выделите переменную дифференцирования
Слайд 46Вычисление интегралов в численном виде
Ввести &
Для вычисления интегралов более высокого порядка
нажать & нужное количество раз
Заполните поля ввода
Нажмите =
Слайд 47Вычисление определенных интегралов
в символьном виде
Ввести &
Для вычисления интегралов более высокого
порядка нажать & нужное количество раз
Заполните поля ввода
Нажмите →
Слайд 48Вычисление неопределенных интегралов
(только в символьном виде)
1 способ
(с использованием символьного знака равенства)
Нажмите
Ctrl + I для вставки оператора неопределенного интеграла
Введите →
2 способ
(без использования оператора неопределенного интеграла)
Введите выражение для интегрирования
Выделите переменную интегрирования
Слайд 49Вычисление пределов
(только в символьном виде)
Слайд 50Ctrl + L – оператор предела
Сtrl + Shift + A – оператор
правого предела
Ctrl + Shift + B – оператор левого предела
Заполните поля
Нажмите →
Слайд 52Решение уравнения в численном виде
Слайд 53 Для решения уравнений в численном виде используется функция root(f(x),x), которая возвращает значение
х, при котором f(x) обращается в 0.
Переменной х перед использованием функции необходимо присвоить численное значение, которое будет использоваться как начальное приближение при поиске корня.
В том случае, если уравнение имеет несколько корней, то выбор начального приближения влияет на результат.
Слайд 54Построение графика функции
для поиска начального приближения
Слайд 56Нахождение корней полинома
При численном нахождении корней уравнения, которое является полиномом вида an
xn + …+ a2 x2 + a1 x + a0, рекомендуется использовать функцию polyroots(a), которая не требует задания начальных приближений для х, и сразу возвращает все корни уравнения.
Коэффициенты полинома n-ой степени заносятся в вектор а длиной n|+1.
Функция возвращает вектор длиной n, состоящий из корней полинома.
Слайд 58Решение уравнений в символьном виде
Слайд 59Напечатать уравнение (знак равенства Ctrl + =)
Выделить переменную, относительно которой нужно решить
уравнение
Слайд 61Решение систем уравнений и неравенств
Слайд 62 Для решения систем уравнений и неравенств в MathCad используется функция Find(x1, x2,….).
Число
аргументов функции должно быть равно числу неизвестных в системе.
Слайд 63Решение систем уравнений и неравенств в численном виде
Слайд 64Задайте начальные приближения для всех неизвестных, входящих в систему
Given
Введите уравнения и неравенства
в любом порядке (знак равенства Ctrl + =, знак >= Ctrl + 9, знак <= Ctrl + 0)
Введите любое выражение, содержащее функцию Find
Слайд 65 MathCad возвращает только одно решение системы. Если система имеет несколько решений, то
для поиска остальных корней можно задавать другие начальные приближения, либо дополнительные ограничения в виде неравенств, которым найденное решение не удовлетворяет.
Слайд 67Решение систем уравнений и неравенств в символьном виде
Слайд 69Решение дифференциальных уравнений
Слайд 70 Для решения ОДУ используется функция rkfixed(y, x1, x2, npoints, D), где
y
– вектор начальных значений размерности n (n – это порядок ДУ). Начальные значения указываются для искомой функции и ее производных до n-1 порядка;
x1 и x2 – граничные точки интервала, на котором ищется решение ДУ. Начальные условия, заданные в векторе y, это значения решения в точке х1;
npoints – число точек, не считая начальной точки, в которых ищется приближенное решение.
D(x,y) – функция, возвращающая значения в виде вектора из n элементов, содержащего первые производные неизвестной функции
В результате решения получается матрица размером (npoints +1, n), в которой первый столбец содержит точки, в которых ищется решение, а последующие столбцы – найденные решения в соответствующих точках для искомой функции и ее (n-1) производных.
Слайд 71Пример решения ДУ первого порядка y′ + 4y =0
на интервале [0,
1]
Слайд 72Пример решения ДУ четвертого порядка y′′′′-18y′′ +81y =0
на интервале [0, 5]
Слайд 74Декартовы графики
(графики на плоскости)
Слайд 75Форма для построения графиков на плоскости
Слайд 76Размещение нескольких графиков в одной плоскости
(используем одну независимую переменную графика)
Слайд 77Размещение нескольких графиков в одной плоскости
(используем несколько независимых переменных графика)
Слайд 79Построение графиков в полярных координатах
Слайд 80Форма для построения графиков
в полярных координатах
Слайд 81 Предварительно необходимо определить угол φ и функцию угла r(φ).
При построении графиков полярные
координаты преобразуются в декартовы:
x=r*cos(φ)
y=r*sin(φ)
Слайд 82Построение графиков поверхностей (трехмерная графика)
Слайд 83Форма для построения графика поверхности
Слайд 84Пример построения графика поверхности
Слайд 86Редактирование графиков поверхности
Слайд 87Основы программирования
в MathCad
Слайд 89Составной оператор и косвенный оператор присваивания
Слайд 90Условный оператор
Нажать кнопку «Add line»
Заполнить первое поле
Нажать кнопку
«If» и ввести условие
Заполнить второе поле
Нажать кнопку «Otherwise»
Слайд 94Найти сумму
первых десяти натуральных чисел
Слайд 96Задание на лабораторную работу N 3
Вычислить значения нескольких выражений. В выражениях использовать
простые переменные, дискретные аргументы и функции (стандартные и определенные пользователем) и все арифметические операторы.
Вычислить выражение с использованием единиц измерения.
Определить несколько векторов и матриц. Получить значения отдельных элементов и отдельных столбцов. Составить выражения с использованием всех матричных операций и функций для работы с массивами.
Слайд 97Вычислить производные в численном и символьном виде.
Вычислить определенные интегралы в численном и
символьном виде, неопределенные – в символьном.
Вычислить значения всех пределов функции.
Решить уравнение в численном и символьном виде.
Найти корни полинома.
Решить систему уравнений и неравенств в численном и символьном виде.
Решить дифференциальные уравнения второго и третьего порядков.
Запрограммировать задачу по обработке матрицы (задание индивидуальное для каждого студента)