Слайд 2 Мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа. Каждый из
нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию современной Удмуртии, каждый может стать хранителем культурного наследия. Вы спросите меня, а для чего это нужно? Скажу, чтобы не прерывалась связь эпох. Если из мозаики жизни выпадет хоть один кусочек, то полотно будет неполным. С каждой утратой наша культура и традиции становятся чуть беднее.
Слайд 3Воспроизведенный интерьер удмуртского быта конца 19 – начала 20 веков позволяет посетителям
соприкоснуться с миром вещей, дающих представление о хозяйственно-бытовом укладе удмуртов в прошлом.
Выставка призвана показать богатство и разнообразие традиционной культуры удмуртов, приобщить современное общество к истокам народной культуры в целом.
Слайд 4«МОНИСТО» – «ЧЫРТЫВЕСЬ»
Монисто является традиционным удмуртским женским нагрудным украшением. Женские украшения
тесно связаны с бытовым укладом народа. Они отражают его духовные и эстетические ценности, являются одним из направлений декоративно-прикладного творчества. Со второй половины XIX века самым любимым популярным украшением женщин-удмуртов стали - монисты "чыртывесь"
Слайд 5«Маслобойка» - «Аръян шуккон»
Маслобойка или пахталка (от слова пахта)- Аръян
шуккон – приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны, путем сбивания – механического воздействия на обрабатываемый продукт.
Вкус домашнего масла ни с чем не сравнить, а если масло сбивали родные руки, этот вкус из детства становится просто незабываемым. Сколько труда и времени нужно было женщине, чтобы вручную сбить масло. А ведь этот трудоемкий процесс всегда был исключительно женской работой.
Слайд 6«Маслобойка» - «АРЪЯН ШУККОН»
20 век
Работа Гурецких
Ивана Валерьяновича (1942г.р.)
Слайд 7Берестяной туес
Берестяной туес- у удмуртов (сарба) бурак одно из основных вещей домашней
утвари. Изготавливался из коры берёзы (бересты). основное назначение - хранение сыпучих продуктов, а также яиц.
Вещь, изготовленная из бересты, могла быть в употреблении десятки лет. Из берестяных изделий особой тщательностью отделки отличался туес (удм. -сарва, лянгэс), который выполнял в быту различные функции. Прежде всего, он представлял удобную вещь для переноски и хранения различных припасов, жидкостей, в том числе кваса, меда, молока и т.д., поскольку он не пропускал влаги. К тому же, в правильно выделанном бураке горячие продукты медленнее остывали, а холодные дольше сохраняли прохладу. Эти «средневековые термосы» изготавливались практически повсеместно в Вятском крае, украшались иногда тисненым орнаментом, расписывались.
Слайд 8САРБА
ТУЕС БЕРЕСТЯНОЙ
ТИСНЕНИЕ
КОНЕЦ 19 – НАЧАЛО 20 века
Слайд 9«Ныпъет»
«Ныпъет» – удмуртское приспособление для заспинного ношения детей у удмуртов.
Название образовано от слов “ныл” - девочка и “пие” - мальчик. Само приспособление представляет собой кусок полотняной ткани с богато декорированной внешней стороной, снабженный лямками. Лямки внизу продевались в петли, либо вшивались в нижний край. Ныпъет составлял часть приданого женщины и шился задолго до свадьбы."
Слайд 10«Зыбка»
Зыбка — то же, что колыбель, люлька. Объяснение есть только колыбели: «Слово колыбель происходит от древне-русского глагола
колыбать, что означало качать, укачивать.
Более распространен термин «зыбка» — происходит от слова «зыбать» — «качать», «раскачивать, иногда «сильно трясти». Как правило, ее готовил для ребенка отец или дедушка.
Слайд 11ЗЫБКА
ЛЮЛЬКА
20 век
Работа Гурецких
Ивана Валерьяновича (1942г.р.)
Слайд 12Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество, достигшее к концу
прошлого века высокого совершенства. Узорные ткани шли прежде всего на изготовление одежды и постельных принадлежностей, на оформление интерьера жилых помещений. Дорожки на полу (выж лёгет, выж дэра), постилки на лавках, покрывало на постели (валес шобрет), скатерть на столе (ӝӧккышет), занавески вдоль изголовья полатей, декоративные полотенца над окнами и в простенках между ними, детский коврик на люльке — все это гармонировало друг с другом, с костюмом обитателей дома и предметной средой жилища
Слайд 13«Тканое покрывало»
«Ж:уткам шобрет»
Покрывало соткала в 70-ые годы Рысьева Юлия Фёдоровна 1938 года
рождения, жительница д.Карашур.
Ткать научилась с мамой. В 1967 г. сгорел дом. Одежды не было, постельных принадлежностей не хватало, вот и поэтому решила соткать покрывало. Шерстяные нитки спряла сама, покрасила в чёрный цвет, цветные нитки купила в г. Ижевске.
Данное покрывало научила ткать жительница д.Карашур Мартынова Соломанида Матвеевна (1911г.р.)
Слайд 15«Бекче» - «бочонок»
Бекче- бочонок- ёмкость для жидких предметов.
Вынос бочки, с одной стороны,
демонстрировал уважительное, дружеское и родственное благорасположение, с другой – являлся своеобразной презентацией щедрости, достатка и материального благополучия. У удмуртов он осуществлялся при приеме близких родственников, приглашенных гостей и включал в себя приветствия, щедрое угощение, хвалу и одаривание.
Слайд 16БЕКЧЕ
БОЧОНОК
КОНЕЦ 19- НАЧАЛО 20 века
Слайд 17«Лапти» - «Кут»
Непременной частью костюма удмуртов, как и у русских, были лапти, по удмуртски «кут». Лапти – это обувь,
плетенная из лыка, бересты или веревок, которую прежде носили крестьяне.
Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные - из 7 и 5.Веревочки к лаптям плели из белых льняных и черных шерстяных нитей, для крепости добавляли конский волос. Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины.
Слайд 19СЫЛАЛ ВОЗЁН
СОЛОНКА
плетение из бересты
конец 19- начало 20 века
Слайд 20КУБО
ПРЯЛКА
конец 19- начало 20 века
Переданы жительницей д.Зобнино
Бусыгиной А.Г. (1926г.р.)