Слайд 2КТО ТАКОЙ КИНООПЕРАТОР?
Кинооператор — профессия в кинематографе. Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит
запись движущегося изображения на киноплёнуку. Оператор несёт ответственность за изобразительное решение фильма и фотографическое качество изображения, а также непосредственно участвует в создании спечэфектов.
Слайд 3КАМЕРМЭН
Некоторое распространение в кинематографическом обиходе получило жаргонное название камермэн, изначально термин появился в
американской киноиндустрии. Употребляется в отношении сотрудников, не управляющих непосредственно киносъемочным аппаратом, а осуществляющих его запуск и остановку, движение по съёмочной площадке и устраняющих препятствия оператору[4].
Слайд 4ОПЕРАТОРСКАЯ ГРУППА
Коллектив специалистов, входящий во время производства кинофильма в состав съёмочной группы, и
обеспечивающий бесперебойную и качественную съёмку изображения. Кроме операторов в неё входят помощники (ассистенты) оператора, отвечающие за фокусировку, экспозицию и ведущие учёт отснятых сцен и дублей. От постановочного цеха киностудии к операторской группе прикрепляются дольщик и кранмайстер, с командой помощников. От цеха съёмочной техники прикрепляется механик съёмочной техники.
Слайд 5ОПЕРАТОРСКАЯ ГРУППА
В группу может входить более одного оператора для проведения многокамерных съёмок или работы
в несколько смен. Современная технология производства предусматривает в составе группы отдельного оператора, работающего с системой стабилизации «Стедикам». От цеха комбинированных съёмок прикрепляется отдельный оператор, осуществляющий комбинированные съёмки. При плёночной технологии кинопроизводства в операторской группе обязательно присутствует специалист, обеспечивающий работу видеоконтрольных устройств. По окончании съёмочного периода операторская группа распускается и во время монтажно-тонировочного периода в производстве фильма участвует только оператор-постановщик.
Слайд 6ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК
Или главный оператор — руководитель операторской группы и группы осветителей. Несёт ответственность за
фотографическое качество изображения, расход киноплёнки и электроэнергии. В отличие от остальных операторов, работающих только во время съёмочного периода, после его окончания следит за производственным процессом до момента сдачи фильма заказчику. Присутствует при выборе дублей, монтаже, цветоустновкке или цветокоррекции. В США профсоюз запрещает операторам-постановщикам самостоятельно управлять киносъёмочным аппаратом, предоставляя им исключительно творческие и руководящие функции.
Слайд 7АССИСТЕНТ ОПЕРАТОРА
Специалист, осуществляющий технический контроль за отдельными параметрами съёмки, заряжающий киноплёнку в кассеты и
отвечающий за их бесперебойную работу. У одного оператора может быть более одного ассистента. Но при любом их количестве обязательным является «ассистент на фокусе» или 1-й ассистент — фркус-пуллер. Кроме других обязанностей, он осуществляет контроль за соблюдением точности фокусировки в сложных сценах. Перед съёмкой дублей измеряет дистанции от камеры до объектов съёмки и размечает кольцо наводки фоллоу-фокуса в соответствии со сценой. Во время съёмки осуществляет перевод фокуса с объекта на объект и следит по видеоконтрольному устройству за точностью наводки.
Слайд 8АССИСТЕНТ ОПЕРАТОРА
Роль первого ассистента в кинопроизводстве очень велика, поскольку неточная фокусировка делает
полученное изображение непригодным для использования в фильме. Точная наводка требует знаний особенностей киносъемочной оптики, непрерывного контроля юстировки объективов и камеры, а также безупречного зрения. Кроме фокусировки первый ассистент следит за нежелательными засветками и бликами от источников света и предотвращает их своевременной установкой светозащитных зонтов, экранов и компендиумов.