Описательная психология

Содержание

Слайд 2

Тело можно объяснить, а что делать с душой?

Все изученные нами направления психологии

Тело можно объяснить, а что делать с душой? Все изученные нами направления
исходили из понимания необходимости формирования экспериментальной психологии и развития ее связи с естественными науками.
Но существовала и иная позиция о связи психологии с философией.
Ее родоначальником является В. Дильтей, который считал, что душу можно только описать.

Слайд 3

Вильгельм Дильтей (1833-1911)

Вильгельм Дильтей (1833-1911)

Слайд 4

Вильгельм Дильтей (1833-1911)

Родился в семье священника.
С раннего детства родители готовили его к

Вильгельм Дильтей (1833-1911) Родился в семье священника. С раннего детства родители готовили
принятию сана пастора.
Изучал теологию в Гейдельберге и Берлине.
Также изучал философию, древние языки, литературу.

Слайд 5

Научная деятельность

В 1864 г. защитил докт. дисс. По философии и возглавлял кафедры

Научная деятельность В 1864 г. защитил докт. дисс. По философии и возглавлял
философии в Базеле, Бреслау, Берлине.
Наиболее важный труд – «Введение в науки о духе» (1 том) - был опубликован в 1883 г.
В окончательном варианте полностью книга увидит свет только через 100 лет.

Слайд 6

Научная концепция Дильтея

Дильтей возражал против перенесения методов естественных наук в психологию.
Критикуя «объяснительную»

Научная концепция Дильтея Дильтей возражал против перенесения методов естественных наук в психологию.
психологию, Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вообще не применимо в области психического, так как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием.
По мнению Дильтея, «природу мы объясняем, а душевную жизнь постигаем».

Слайд 7

От чего должна отказаться психология

Поскольку дать точное и объективное обоснование полученным при

От чего должна отказаться психология Поскольку дать точное и объективное обоснование полученным
постижении собственных переживаний фактам практически невозможно, психология должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни.

Слайд 8

Что должна изучать психология

Целью психологии должно быть описание и анализ психических явлений

Что должна изучать психология Целью психологии должно быть описание и анализ психических
по принципу «понимания отдельных процессов из жизненного целого».
Вместо элементов сознания, психики и поведения необходимо изучать внутренне связанные структуры, лежащие в основе душевных процессов.

Слайд 9

Что можно отнести к душевным явлениям

Переживание, которое соотносится с миром социально-исторических ценностей,

Что можно отнести к душевным явлениям Переживание, которое соотносится с миром социально-исторических
с миром духовности.
Переживание выводится не из органической, а из исторической и культурной жизни.
Переживание по Дильтею – это некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле.

Слайд 10

Предмет и метод описательной психологии

Если объектом исследования является духовный мир, то предметом

Предмет и метод описательной психологии Если объектом исследования является духовный мир, то
– целостное и целенаправленное переживание.
Это может исследоваться уникальным методом – пониманием и постижением.
Только так можно исследовать огромное многообразие психологических установок и проявлений отдельных личностей.
Сам Дильтей назвал такой подход тотальным психологизмом и считал, что он должен быть основным во всех гуманитарных науках.

Слайд 11

Феноменология и герменевтика

Дильтей связывал свою психологическую методологию с с такими направлениями в

Феноменология и герменевтика Дильтей связывал свою психологическую методологию с с такими направлениями
науке, как феноменология (обращение внимания прежде всего на психику человека и выведение из нее всего многообразия человеческих проявлений) и герменевтика (толкование текстов с пониманием особенностей психологизма автора).

Слайд 12

Что такое понимание и постижение

Понимание и постижение основываются на анализе непосредственных переживаний

Что такое понимание и постижение Понимание и постижение основываются на анализе непосредственных
«Я».
Они существенно отличаются от интроспекции, так как открывают содержание не только сознательного, но и бессознательного.
Это интуитивное вчуствование помогает понять, а затем и описать смысл жизни, включив субъективные переживания в контекст культурной среды, в которой живет человек.

Слайд 13

Как «работают» понимание и вчуствование

1. Значит, изучая личность, нужно принимать во внимание

Как «работают» понимание и вчуствование 1. Значит, изучая личность, нужно принимать во
ее единичность – только так можно понять смысл ее поступков.
2. Необходимо принимать во внимание и жизненный опыт человека, ведь каждое событие отражается на образе мыслей.
3. Очень значимо знакомство с возможностями языка, только при наличии которого можно проникнуть в «горизонт судьбы».

Слайд 14

Целостный человек

В центре рассмотрения всех гуманитарных наук должен стоять «целостный человек», т.е.

Целостный человек В центре рассмотрения всех гуманитарных наук должен стоять «целостный человек»,
человеческое существо во всем многообразии его проявлений, со всеми проблемами, оттенками психических реакций, пусть даже парадоксальных.
Такой подход позволяет рассматривать человека и его творчество как целостное явление культуры и физической жизни.

Слайд 15

Душа человека

Соотнося себя с предметами окружающей среды, с другими людьми, с явлениями

Душа человека Соотнося себя с предметами окружающей среды, с другими людьми, с
общественной жизни, вырабатывая относительно этого всего свою точку зрения, любой из нас приходит в конце концов к каким-то формулировкам, высказывается, делает выводы.
Таким образом, самоосознавая себя, человек конструирует всю внешнюю реальность, а все, что им сделано, отражает его мысли и мнения, содержит частицу его самого.

Слайд 16

Тело человека

Плохое самочувствие, болезнь, ощущение физической боли находится в тесной связи с

Тело человека Плохое самочувствие, болезнь, ощущение физической боли находится в тесной связи
тем, что творит человек.
Поэтому понимание чувств и эмоций человека сопровождается рассмотрением особенностей его физиологии.

Слайд 17

Психология на «перекрестке» души и тела

Гуманитарные науки (и психология в первую очередь)

Психология на «перекрестке» души и тела Гуманитарные науки (и психология в первую
существуют на пересечении эффектов души и тела.
Только в их синтезе может образовываться произведение искусства, только рассматривая душу и тело в единстве можно достичь истинного понимания человека.

Слайд 18

Человек как часть культуры

Каждый человек через наличие у него души и тела

Человек как часть культуры Каждый человек через наличие у него души и
отчасти приобщен ко всем остальным людям, что позволяет ему понимать любого другого человека или любой продукт человеческого творчества.
Читая литературное произведение, рассматривая картину, слушая музыку, мы приобщаемся к внутреннему опыту автора, проникаем в атмосферу творчества и понимаем произведение «как бы изнутри».

Слайд 19

Резюме

Таким образом, в своем «тотальном психологизме» Дильтей попытался показать то, как движение

Резюме Таким образом, в своем «тотальном психологизме» Дильтей попытался показать то, как
телесно-психической жизни отражается в произведении, а затем улавливается, хранится и передается в культуре через поколения.

Слайд 20

Резюме

Культурно-историческая психология как основа наук о духе в своей сущности глубоко гуманистична.
С.Л.Рубинштейн

Резюме Культурно-историческая психология как основа наук о духе в своей сущности глубоко
назвал его психологию «вершинной», в отличие от «глубинной» психологии З.Фрейда, видевшего в переживаниях человека лишь биологические влечения.

Слайд 21

Эдвард Шпрангер (1882-1963)
Э.Шпрангер был учеником Дильтея.
Как и Дильтей, он считал, что ведущим

Эдвард Шпрангер (1882-1963) Э.Шпрангер был учеником Дильтея. Как и Дильтей, он считал,
методом исследования духовной жизни является понимание, т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений.

Слайд 22

Смена приоритетов в сторону объективности

Центральным в своей концепции сделал духовную активность «Я»,

Смена приоритетов в сторону объективности Центральным в своей концепции сделал духовную активность
в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека.
Шпрангер считал, что переживание является слишком субъективной единицей анализа, в то время как ценности вырабатывались человечеством веками и существуют независимо о переживаний кого-либо.

Слайд 23

Соотношение переживания и ценностей

Ценности обуславливают направление деятельности, а переживание выступает как целостная

Соотношение переживания и ценностей Ценности обуславливают направление деятельности, а переживание выступает как
внутренняя связь сознания с социально-историческими ценностями.
Структура отдельной личности соотносится с духовными ценностями, создаваемыми целым народом.

Слайд 24

Система ценностей

Шпрангер выделил 6 типов объективных ценностей:
1. Теоретические (теоретические);
2. Экономические (материальные);
3. Эстетические

Система ценностей Шпрангер выделил 6 типов объективных ценностей: 1. Теоретические (теоретические); 2.
(стремление к самовыражению);
4. Социальные (общественная деятельность, общение);
5. Политические (власть как ценность);
6. Религиозные (нравственность, смыл жизни).

Слайд 25

Типы людей

В каждом человеке представлены все ценности в различных пропорциях, но какая-то

Типы людей В каждом человеке представлены все ценности в различных пропорциях, но
(или какие-то) доминируют.
В соответствии с этим, он выделил человека теоретического, экономического, эстетического, социального, политического и религиозного.
Таким образом, смысловые содержания жизни личности становятся понятными, если мы постигаем направленность данного человека (что для него ценно).

Слайд 26

Динамика ценностей

Каждый этап развития личности определяется характерной для него ценностью.
Психическое развитие предполагает

Динамика ценностей Каждый этап развития личности определяется характерной для него ценностью. Психическое
качественное изменение ценностей.

Слайд 27

Общие выводы

С одной стороны, идеалистичность понимания природы человека и и стремление к

Общие выводы С одной стороны, идеалистичность понимания природы человека и и стремление
«одухотворению» предмета психологии и е метода свидетельствовали о регрессе и возвратам к прежним идеалистическим трактовкам психики и человека.
С другой стороны, описательная психология показала новые возможности построения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки сугубо естественно-научной ориентации психологии, преобладавшей в то время.

Слайд 28

Общие выводы

Обозначив недостатки естественно-научной, экспериментальной психологии, Дильтей не нашел отклика в среде

Общие выводы Обозначив недостатки естественно-научной, экспериментальной психологии, Дильтей не нашел отклика в
психологов: слишком очевидными на тот момент были успехи именно объективного направления.
Распространению его взглядов помешала и ограниченность самого Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывала перед психологией связь с точными науками.
Имя файла: Описательная-психология.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0