Основные черты философии возрождения

Содержание

Слайд 2

Основные черты философии Возрождения

План лекции:
Общая характеристика
Философия итальянского гуманизма
Ренессансный неоплатонизм.
Философия

Основные черты философии Возрождения План лекции: Общая характеристика Философия итальянского гуманизма Ренессансный
ренессансного естествознания
Политическая философия Никколо Макиавелли
Социальный утопизм

Слайд 3

Общая характеристика

Ранее философию Возрождения определяли как "Величайший прогрессивный переворот" (Ф.Энгельс), а время,

Общая характеристика Ранее философию Возрождения определяли как "Величайший прогрессивный переворот" (Ф.Энгельс), а
в которое она развивалась эпохой, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов".
В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Это было время так называемого "первоначального накопления" капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям.
В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук.
Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба.

Слайд 4

Для идеологии Ренессанса главной тенденцией становится переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию

Для идеологии Ренессанса главной тенденцией становится переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию
мира. Ренессанс - исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций
В западном Возрождении принято разделять три периода:
1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV — сер. XV в.
2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.
3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

Слайд 5

Причины возникновения Ренессанса

В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась причина

Причины возникновения Ренессанса В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась причина
экономическая, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения.
Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.
Кроме чисто экономических причин, которые, несомненно, действительно существовали, были и другие причины,объясняющие, почему Ренессанс возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западного, а не восточного христианского вероисповедания.

Слайд 6

Не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая

Не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая
бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения.
Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап (1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке.) , появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происход ил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.
Отход от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов.
При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.

Слайд 7

пантеизм

Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она строится в основном на

пантеизм Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она строится в основном
ином понимании средневековых принципов и развивается независимо от схоластической традиции.
Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века?
И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм , где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости.
В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека.

Слайд 8

антропоцентризм

Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек оказывается как объектом непосредственного

антропоцентризм Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек оказывается как объектом
философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия.
Человек начинает мыслиться не как божественное, но космологическое существо.

Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.
Признается бесконечность Вселенной, природа и человек понимаются как активные сущности.
Средневековый антропоцентризм в рамках теоцентризма заменяется антропоцентризмом в границах космоса.

Слайд 9

Философия итальянского гуманизма

Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Становление

Философия итальянского гуманизма Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Становление
гуманизма хронологически даже совпадает с расцветом поздней схоластики (сер. XIV в.), однако как зарождается, так и развивается вне схоластической традиции.
Гуманисты отличались от схоластов не только характером философствования, но и обликом философа и его местом в обществе. В то время как кафедры университетов были заняты схоластами-теологами, гуманисты были учеными без степеней и званий, они были публицистами, поэтами, филологами, риторами, т.е. представителями совершенно иной среды. Новая философия приобретает и новую литературную форму.
Если схоластический текст был догматичен и излагался в комментаторской манере, то гуманистический в литературно-риторическом, где излюбленным жанром является диалог, где представлены различные точки зрения и истина рождается в самой диалектике спора.
Иерархическому представлению о космосе средневековой схоластики противостоит в гуманистической философии представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Строгой системе логических дефиниций образное, пластическое, художественное мышление. Логической дедукции интуитивное постижение гармонии мира. Риторика, поэзия, мифология представляются наиболее адекватным языком выражения истины.
Неоценимой заслугой гуманистов является их поиск и открытие забытых античных текстов -Диогена Лаэртского, Лукреция, стоиков, Плутарха, Платона, Аристотеля и т.д., а также произведений античных ученых (Архимеда). Гуманисты "очищали" произведения античных авторов от напластований "комментаторской" традиции схоластов, пытаясь выявить аутентичное, неискаженное содержание философских текстов.

Слайд 10

Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства живописи,

Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства живописи,
скульптуры, архитектуры и т.д.; в связи с чем центр философского исследования переносился с проблем метафизики на иные, земные и более поверхностные интересы.
Мир для гуманистов не юдоль печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому главная задача человека. Задача философии в этом плане не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства.
Природное начало оправдывается и в нравственном отношении. Если природа - это "госпожа и учительница мира", то и нравственность строить следует из того, что требует природа человека.
Однако идя этим путем, гуманисты зачастую доходили до эстетики порнографии и преступности, а сама данная эпоха славится не только гуманизмом в его истинном смысле слова (человечность), но и, согласно новым исследованиям, небывалой в истории поножовщиной, кровью и разнузданностью, что свидетельствует о внутреннем антиномизме и противоречивости возрожденческого гуманизма.
Сбросив с себя принципы средневековой метафизики и основывавшейся на ней нравственности, человек приблизился не только к своей сущности (гуманизму), но и к звериным инстинктам. Антиаскетизм гуманизма приводит его не только к античной мере, но и к разнузданности и безнравственности. Подвижничество и жертвенность сменяются учением о самосохранении, страдание во имя спасения культом наслаждения и пользы. Таков оборотный идеал европейского гуманизма.

Слайд 11

Данте Алигьери (1265 - 1321)
Итальянский поэт и мыслитель, представитель раннего Возрождения. Активно участвовал

Данте Алигьери (1265 - 1321) Итальянский поэт и мыслитель, представитель раннего Возрождения.
в политической жизни своего родного города - Флоренции. Умер в изгнании.
Автор «Божественной комедии», автобиографии «Новая жизнь», трактатов «Пир», «О монархии».
Мировоззрение Данте является переходным от средневековья к Ренессансу. Картина мира у Данте согласуется со средневековыми представлениями.

Слайд 12

Первым мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте Алигьери, хотя он

Первым мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте Алигьери, хотя он
и жил с 1265 по 1321 гг., в эпоху расцвета схоластической философии. Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования. За эти идеи Данте и был изгнан из родного города (за выступление против папства).
Даже из сюжета «Божественной комедии» видно, что для Данте проводником по аду, чистилищу и раю служит не некий ангел, святой или отец Церкви, как было бы логично предположить, а Вергилий — античный мудрец, оратор, поэт. Именно он для Данте является человеком, который лучше всего знает то, что творится в мире земном и неземном.
Для Данте основными являются ценности не только христианские. Сама картина мира у него вполне укладывается в рамки католического миросозерцания, но отдельные штрихи ее не вписываются в русло традиционного понимания: например, Сигера Брабантского, известного еретика, главу аверроистов, Данте помещает в раю рядом с Фомой Аквинским, всю жизнь боровшимся с аверроизмом. Античных философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте также помещает не собственно в аду, несмотря на общепринятое мнение, а в лимбе — самом первом круге ада. Картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение

Слайд 13

Встреча Данте с Беатриче

Встреча Данте с Беатриче

Слайд 14

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама
природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.
Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания.
Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни
Данте отвергал как слепой провиденциализм, так и детерминизм астрологов, считая человека как бы "вторым воплощенным богом". Он отстаивал идеал земного совершенства, призывал к героическому деянию и благородству

Слайд 15

Франческо Петрарка (1304 - 1374)
Итальянский поэт и мыслитель, родоначальник гуманизма эпохи Возрождения. Прославился

Франческо Петрарка (1304 - 1374) Итальянский поэт и мыслитель, родоначальник гуманизма эпохи
сонетами, посвящёнными Лауре, в которых любовь к прекрасной даме наполняется чувственными мотивами.Философские труды: «Моя тайна», «О средствах против всякой фортуны».
За свои стихи был впервые после почти тысячелетнего перерыва награждён лавровым венком.
Впервые начал целенаправленно разыскивать, собирать и изучать памятники античной литературы и философии. Благодаря его усилиям, стали вновь известны, например, многие сочинения Марка Туллия Цицерона.
Поставил основной задачей своей деятельности «соединить Христа и Цицерона», объединить начала античной и христианской культур.
Считал традиционную схоластическую учёность «невежеством». Утверждал, что схоластика ничем не может помочь деятельному человеку. Признавая большие заслуги Аристотеля, требовал критического отношения к нему, как и ко всем другим мыслителям.

Слайд 16

Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо

Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо
Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма".
Если Данте воспринял схоластическую премудрость, то Петрарка отверг ее с порога: она для него воплощение глупости и бессмыслицы: "Теперь насчитывают не одного, не двух, не семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада. И неудивительно, что их так много, потому что их делают так легко"(на университетских кафедрах).
Схоласты, в свою очередь, считали Петрарку недоучкой, он же превосходил их всех в знании античной литературы, поэзии, истории, мифологии и даже философии. Именно античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов.
Петрарка отвергал культ авторитета, но признавал значение философии Аристотеля, высмеивая лишь "глупых аристотеликов" (теологов), их схоластический и надуманный способ ведения споров. Он, видя, что средневековые университеты приходят в упадок, а их преподаватели лишены истинной набожности, понимал, что такое отношение лишь вредит доброму имени теологии, которую она снискала в эпоху патристики. Он принимал христианство, но в его не схоластической, а собственной интерпретации.

Слайд 17

Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное,

Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное,
мы же человеческое"), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем.
Его гуманизм развивался в русле обмирщенной антропологии. Этот процесс осуществлялся не безболезненно и не безконфликтно для его души.
Так, в философском диалоге "Моя тайна" он вызывает в собеседники Августина, который "учит" его не столько изнурять плоть, сколько обуздывать свое естество.
Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти. Петрарка явился создателем новой европейской лирики - любовные сонеты.

Слайд 18

Джованни Боккаччо (1313-1375) - автор известного произведения "Декамерон" - сборника реалистических новелл, объединенных

Джованни Боккаччо (1313-1375) - автор известного произведения "Декамерон" - сборника реалистических новелл,
отрицанием ханжеской средневековой морали.
Автор проповедует право людей на наслаждение земной жизнью, чувственной любовью. Одна из основных тем книги - критика католической церкви, сатирическое осмеяние духовенства. На позднем этапе своего творчества Боккаччо испытал кризис своих гуманистических идеалов, что отразилось в сатире на женщин (поэма "Ворон").
Гуманистические традиции итальянского Возрождения были развиты в дальнейшем Колуччио Слутати, Паджио Браччиолини, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла. Все они проявляли большой интерес к исследованию старых текстов, отвергая схоластическую логику как главный метод исследования. Особой популярностью у них пользовалось учение Платона.

Слайд 19

Лоренцо Валла (1407 - 1457)

Один из известнейших итальянских гуманистов. Был блестяще образованным

Лоренцо Валла (1407 - 1457) Один из известнейших итальянских гуманистов. Был блестяще
учёным. Благодаря своей филологической эрудиции смог доказать подложность так называемого «Константинова дара», грамоты якобы данной императором Константином и предоставляющей римским папам право на владение Римом и его окрестностями. Одновременно являлся апостолическим секретарём римского папы.
Валла враждебно относился к схоластике и главным схоластическим авторитетам - Аристотелю и Фоме Аквинскому.
Валла был представителем ренессансного эпикуреизма. Сделал попытку реабилитировать неприемлемое для схоластики и богословия учение Эпикура. Этому посвящена работа «О наслаждении, или об истинном и ложном благе».Однако преимущественно Валла проявлял интерес к этике Эпикура, оставляя в стороне его атомистическое учение. Отождествлял природу и Бога.
Валла критикует этическое учение стоиков за их ригоризм и пренебрежение стремлением всех людей к удовольствию.Но Валла был далёк и от подлинной эпикурейской этики, призывавшей лишь к разумным, умеренным удовольствиям.
Валла доводит гедонизм до крайности. Выражает сожаление, что у нас всего лишь 5 чувств, а не 500, желая и ими испытывать наслаждение.
Гедонизм Валлы связан с его индивидуализмом. Валла оправдывает эгоизм поведения людей их стремлениями к удовольствиям. Добродетель понимается Валлой как приятное и полезное. В первую очередь следует думать о себе и лишь затем о других.

Слайд 20

Согласно общепринятому в католическом мире взгляду, в IV в. император Константин подарил

Согласно общепринятому в католическом мире взгляду, в IV в. император Константин подарил
в дар патриарху Сильвестру I в благодарность за свое чудесное исцеление и за победу в известной битве грамоту, в которой говорится о передаче папе всей власти над западными областями Европы, в первую очередь над Италией.
Именно на этом документе римские папы основывали приоритет папской власти над властью императорской. Лоренцо Валла, используя филологический анализ, доказал, что эта грамота не могла быть написана в IV в., а является гораздо более поздней подделкой. С тех пор скептическое отношение к приоритету папской власти все более и более укрепляется.
Лоренцо Валла был незаурядным лингвистом, что следует из названия и другой работы — «О красотах латинского языка», в которой он выступал как критик варварской латыни. Он возражает против терминов, вводившихся сторонниками Иоанна Дунса Скота («чтойность», «бытийность», «этовость» и т.п.), и призывает возвратиться к живому латинской языку, не уродовать его нововведениями. Валла делает также вывод о том, что реалистическое философствование также не может быть истинным, так как не может соответствовать нормальному человеческому языку. Все те универсалии, которые необходимо выражать столь непонятными для человеческого уха словами, являются не чем иным, как выдумкой псевдоученых.

Слайд 21

Ограниченность гуманизма эпохи возрождения

Несмотря на переоценку взаимоотношений Бога, человека и мира, гуманисты

Ограниченность гуманизма эпохи возрождения Несмотря на переоценку взаимоотношений Бога, человека и мира,
не смогли трансформировать онтологию (метафизику), так как были больше литераторами и поэтами, чем философами.
Их свободомыслие не идет далее антицерковной полемики, возвеличивания человека в его земном и космическом образе, что, зачастую, освобождало его от формализованной теологии, но низвергало в собственные страсти и моральное растление.

Слайд 22

Ренессансный неоплатонизм.

Родоначальником ренессансного неоплатонизма и крупнейшим, оригинальным мыслителем является Николай Кузанский

Ренессансный неоплатонизм. Родоначальником ренессансного неоплатонизма и крупнейшим, оригинальным мыслителем является Николай Кузанский
(1401-1464). Он родился в Германии в местечке Куза. Первоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" сообществе, близком движению "нового благочестия", возникшем в Нидерландах во втор. пол. XIV в.
Оно ставило целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности. Внешней обрядности и схоластической мудрости они противопоставляли стремление к совершенствованию путем "подражания Христу". Их мистицизм способствовал отчуждению будущего философа от рационализма схоластического богословия. В дальнейшем Николай Кузанский продолжает обучение в Гейдельбергском, Падуанском и Кёльнском университетах. Он был необычайно одаренным, преданным церкви и энергичным священником. Став кардиналом, он развивает активную деятельность по восстановлению единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий.
Его философствование тесно связано с традицией средневекового неоплатонизма, идущей от Ареопагитик и Эриугены к мистицизму Мейстера Экхарта . Он был увлечен античным культурным наследием и собственноручно открывал в монастырях древние рукописи. Он изучил греческий язык и читал в оригинале Платона и Прокла. Интересовался он также астрономией, космографией, математикой.

Слайд 23

Около 1438 г. после защиты докторской диссертации по теологии, Кузанского начала увлекать

Около 1438 г. после защиты докторской диссертации по теологии, Кузанского начала увлекать
идея о "docta ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании).
Кузанский не следует ни дискурсивно-рассудочному способу мышления схоластов, ни риторическому искусству гуманистов, хотя часто использует форму диалога, так любимую последними. Философ использует метод, аналогичный математическому, который соответствует состоянию ученого незнания.
Ученое незнание есть осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой стремится.
Познание вещей возможно при помощи чувств, разума, но знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Поэтому собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного чему-то абсолютному, неопределенному, безусловному. Безусловное знание человек может постичь только символически. Основа такой символики - математические знаки.

Слайд 24

Н.Кузанский

Развивая эту идею, Кузанский рассуждает следующим образом. Разум подчинен закону противоположностей, для него

Н.Кузанский Развивая эту идею, Кузанский рассуждает следующим образом. Разум подчинен закону противоположностей,
справедливы "да" или "нет", "истина" или "ложь", круг или многоугольник. "Ученое незнание" близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно сливаются. Многоугольник с бесконечным числом углов отождествляется с кругом. Если признавать бесконечность бога, то необходимо признать, что в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность.
Анализируя индивидуальное существование человека в мире, Кузанский исходит из близкой многим мистикам идеи о единстве макрокосмоса и микрокосмоса.
Так же как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, расширяется и микрокосмос, человеческое естество хотя у единичного человека процессы "завершения", "наполнения" божественностью ограничены.
Абсолютное слияние божественного и человеческого реализуется, по убеждению Кузанского, лишь во Христе.
В любом случае Кузанский подчеркивает, что человек является не только частью целого, но и новым целым, индивидуальностью.
Таким образом, схоластическому "знанию" о Боге он противопоставил концепцию "ученого незнания". Николай Кузанский отказывается здесь от положительной, позитивной теологии, и разрабатывает апофатическое, или отрицательное богословие. Понятие Бога в его творчестве теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.

Слайд 25

Марсилио Фичино (1433-1499) и Флорентийская платоновская Академия

Новый этап в освоении европейской философией

Марсилио Фичино (1433-1499) и Флорентийская платоновская Академия Новый этап в освоении европейской
наследия Платона и античного неоплатонизма связан с деятельностью Марсилио Фичино (1433-1499) и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Он изучил греческий язык и читал Платона в подлиннике. Его вилла близ Флоренции стала своеобразным культурно-философским центром в противовес официальным университетам и монастырям.
Там собирались поэты, художники, политики. Фичино переводил герметические трактаты, диалоги Платона.
Главное его собственное сочинение называется "Платоновское богословие о бессмертии душ", основывается на неоплатонической традиции и в этом смысле противостоит схоластике. Традиционную теологию он пытался подменить "ученой религией" в виде платоно-неоплатонической философии. При этом он оставался искренне верующим католиком и даже стал священником.

Слайд 26

Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую

Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую
традицию, он выстраивает пятиступенчатую иерархию бытия (Бог, ангел, душа, качество, материя), которая находится в постоянном движении.
Центральной категорией в его космологии является душа, объединяющая все в мироздании, она есть "истинная связь вещей". Жизнь присутствует всюду и есть "внутренняя сила движения". Душа есть "внутреннее искусство, изнутри устраивающее материю, как если бы столяр находился внутри древесины".
Весь мир движется любовью, исходящей от Бога. Явленная же миру любовь есть красота. Мир есть прекрасное творение, круговое существование которого есть наслаждение. Образом постоянного божественного присутствия в мире является свет.
Бог у него не растворяется в природе, а поглощает ее: "Не Бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в Боге" (тенденции мистического пантеизма).

Слайд 27

Марсилио Фичино

Человек у Фичино "есть как бы некий Бог", так как он

Марсилио Фичино Человек у Фичино "есть как бы некий Бог", так как
единственный "повелевает самим собой".
Человек рожден царствовать и совершенно не может терпеть рабства.
Флорентийский философ пытался также разработать концепцию "ученой религии", о чем свидетельствует его трактат "О христианской религии", где он говорит о некой "всеобщей религии", искони присущей человечеству, высшим ее проявлением является христианство.
Разнообразие же религий не есть недостаток, наоборот, оно вскрывает божественную красоту истины.

Слайд 28

Флорентийская платоновская академия и Пико делла Мирандола (1463-1494)
Виднейший представитель флорентийского платонизма.
Владел

Флорентийская платоновская академия и Пико делла Мирандола (1463-1494) Виднейший представитель флорентийского платонизма.
несколькими древними и современными ему языками.
Написал «900 тезисов обо всём, что познаваемо», предварив их «Речью о достоинстве человека», ставшей манифестом гуманизма эпохи Возрождения.

Слайд 29

Название «академия» за флорентийскими платониками укрепилось в силу их вольного характера; это

Название «академия» за флорентийскими платониками укрепилось в силу их вольного характера; это
было не официальное учреждение, а кружок гуманистов, объединившихся вокруг своих лидеров, одним из которых был Марсилио Фичино, и вокруг почитаемого ими великого античного философа Платона.
Кроме Фичино, лидером Флорентийской платоновской академии был и Пико делла Мирандола (1463-1494). В отличие от Фичино, обладавшего неказистой внешностью и жившего затворнической жизнью на вилле, подаренной ему Козимо Медичи, Пико делла Мирандола был статным красивым мужчиной, биография которого была под стать его внешности: легенды описывают его страстную романтическую любовь, похищение возлюбленной, бегство, тюрьму и т.п.
Пико делла Мирандола прожил бурную и недолгую жизнь. По происхождению это был богатый человек — граф Мирандолы и синьор Конкордии. Он унаследовал огромное богатство и весьма рано проявил свою одаренность. Богатством он распоряжался со свойственным ему бескорыстием.
Мирандола рано стал интересоваться античной и восточной философией (в том числе еврейской каббалой), заниматься языками, и древними и восточными, учился в Падуанском университете, побывал в Париже; для своей книги заказывал переводы с тех языков, которых он не знал (за переводы с арабского он расплачивался арабскими скакунами).

Слайд 30

В 1486 г. Мирандола пишет знаменитые «900 тезисов», рассылает их всем виднейшим

В 1486 г. Мирандола пишет знаменитые «900 тезисов», рассылает их всем виднейшим
мыслителям того времени и предлагает им собраться в Риме, чтобы устроить диспут по предложенным им тезисам. Впоследствии эти тезисы были опубликованы в работе под названием «Речь о достоинстве человека».
В своих тезисах Пико делла Мирандола собрал все, что он знал о всех философиях, и создал свою философскую систему, которая претендовала на объединение различных философий на основе античного платонизма. Однако о готовящемся диспуте узнал папа римский, и диспут был запрещен, а тезисы осуждены. Мирандоле угрожает арест, и он бежит во Флоренцию, где сближается с Марсилио Фичино. Здесь Мирандола пишет другие произведения, в частности «Гектапл» (толкование на шесть дней творения), «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии» и др.
Пико делла Мирандола не отрицает библейскую картину мира, однако считает, что в Библии даны лишь некоторые образы, которые философ должен аллегорическим образом истолковать. В Библии дано грубое, народное описание творения мира. Иерархия уровней связывается Богом, Который находится не над иерархией, а пронизывает Собою всю ее. Весь мир есть то, в чем находится Бог, т.е. Бог есть все во всем; Бог — это совершенство вещей, их сущность. Поэтому Пико делает вывод: вещь, избавленная от несовершенства, есть Бог. Если мы утверждаем, что Бог есть все во всем и в каждой индивидуальной вещи есть Бог, то, поскольку Бог есть сущность, основа бытия этой вещи, можно сказать, что каждая вещь, лишенная своей индивидуальности, своего несовершенства, и представляет собою Бога.

Слайд 31

Большой вклад внес Мирандола в понимание природы в научном смысле, ибо он

Большой вклад внес Мирандола в понимание природы в научном смысле, ибо он
был, пожалуй, первым из философов, который стал утверждать, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно некоторым математическим законам.
Бог, создавая мир, имел перед Собой геометрию, арифметику, алгебру и другие науки, и поэтому окружающий нас мир построен по этим же математическим законам. Впоследствии на основе этой мысли Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Иоганн Кеплер и другие выдающиеся ученые нового времени разработали концепцию математического естествознания, т.е. фактически создали современную науку.
мысль, которую впоследствии афористично выскажет Галилей: «Книга природы написана языком математики».

Слайд 32

Идею о математическом устроении вселенной Пико высказывал в полемике против астрологов, о

Идею о математическом устроении вселенной Пико высказывал в полемике против астрологов, о
которых он написал целую книгу («Рассуждения против астрологов»). Пико высказывается против разного рода ошибок в истолковании естественных явлений как со стороны астрологов, ищущих причины всего в сочетаниях звезд, так и со стороны обыденного религиозного сознания, которое во всем старается видеть действие ангельских или демонических сил.
Природа имеет каузальную (причинно-следственную) структуру, которая может быть описана языком математики. К тому же астрология принижает человека, показывая полное отсутствие у него всяческой свободы. Если все зависит от расположения звезд и планет, то свободы у человека нет, так зачем же говорить тогда о грехе, о наказании за грех?
Человек, по мысли Пико, представляет собой четвертый мир — не ангельский, не небесный и не элементарный. Этот четвертый мир не находится ни на каком из этих уровней, человек абсолютно свободен и потому может поместить себя сам на любой из уровней этого мира. Он может стать выше ангелов и опуститься ниже животных. Человек пронизывает собою все миры и место в этой иерархии занимает по своей собственной воле.
Он сам должен определить себя, ибо таким его создал Творец — полностью и абсолютно свободным. Человек сам себя формирует, и каким он будет, зависит не от сочетания звезд, не от воли Бога, а только от собственной свободной воли человека. Именно поэтому человек и является образом Божиим, но для того, чтобы стать действительно образом Божиим, человек должен направить свою свободную волю к Богу и достичь этого образа, стать им.

Слайд 33

"Речи о достоинстве человека".

Особенной известностью пользуется произведение Пико "Речи о достоинстве человека".

"Речи о достоинстве человека". Особенной известностью пользуется произведение Пико "Речи о достоинстве
В них он выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей.
Человек есть особый, "четвертый" мир, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, и одновременно он вне всех ступеней.
Так Джованни Пико взломал иерархическую структуру неоплатонизма в размышлениях о сущности человека. Бог не определил человеку места в иерархии. Человек поставлен в центр мира и он не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), он должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит, и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет".
Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и его моральной оценке

“ Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению.
Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю.
Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь.
Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.
Лишь человеку дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем он хочет. Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают всё то, чем будут владеть потом. Лишь человеку Бог дал зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нём свои плоды”.

Слайд 34

Выводы.

Ренессансный платонизм явился первой попыткой создания философской системы, которая смогла бы противостоять

Выводы. Ренессансный платонизм явился первой попыткой создания философской системы, которая смогла бы
средневековой схоластике.
Он разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении. Обожествление космоса, понимание природы как "внутреннего мастера", представление о "натуральной магии" - все это способствовало в дальнейшем повороту к практическому приложению знания о природе.
Концепция "всеобщей религии" и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому перетолкованию христианства в XVI в., а затем и возникновению теории о "естественной религии" в деизме XVII-XVIII вв.

Слайд 35

Философия ренессансного естествознания

Гуманистические традиции Ренессанса были продолжены в XVI веке новым направлением

Философия ренессансного естествознания Гуманистические традиции Ренессанса были продолжены в XVI веке новым
мысли - философией природы. Для этого направления характерна попытка познать естественные процессы окружающего мира, место человека в нем. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, в котором на первый план выдвигаются опыт, исследование природы экспериментальными методами, принцип математизации науки. Такой подход к пониманию мира станет полной противоположностью теоретическим спекуляциям средневековых схоластов.
Родиной нового научного направления была Италия. По мере своего развития оно захватило и другие страны. Новые, естественно-научные тенденции в науке получили отражение в творчестве :
Леонардо да Винчи (1452-1519),
Николая Коперника (1473-1543),
Джордано Бруно (1548-1600).
Иоганна Кеплера (1571-1630)
Галилео Галилея (1546-1642).

Слайд 36

Философия ренессансного естествознания

(1452-1519)

Наиболее полным воплощением ренессансного гения является Леонардо да Винчи (1452-1519).

Философия ренессансного естествознания (1452-1519) Наиболее полным воплощением ренессансного гения является Леонардо да
Он обладал поразительной разносторонностью своих талантов и дарований. Будучи одним из величайших мастеров живописи, он занимался также градостроительством и математикой, гидротехникой и мелиорацией, астрономией и геологией, анатомией и ботаникой, оптикой и перспективой.
Свои разрозненные записи он никогда не предназначал для печати, его же ученик собрал их небольшую часть в виде "Трактата о живописи". Его талант сформировался вне университетской профессиональной среды. Сам он себя называл "человеком необразованным", хотя его познания намного превосходили знания тогдашних теологов и ученых.
Его "необразованность" помогла выработать свежий взгляд на мир, главное же в его поисках попытка создания нового метода познания. Он обращается к опыту как источнику познания: "мыслимые вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, разве только обманчивую".

Слайд 37

Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в

Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в
живых и ярких художественных образах. Образ для него есть способ рационального познания мира. Его мир поэтому еще не математическая абстракция классической механики, он видит ограниченность геометрии и арифметики.
Прекрасный космос у Леонардо лишен теологической направленности, а гармония мира соседствует с мрачность и трагизмом.
Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть "величайшее орудие природы", "земной бог" и, одновременно "проход для пищи".
Человек, исходя из своей свободы, способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины. Эти противоречивые суждения свидетельствуют о глубоком кризисе, разразившемся в итальянском гуманизме.

Слайд 38

Николай Коперник (1473 - 1543)
Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Человек, «остановивший Солнце

Николай Коперник (1473 - 1543) Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Человек,
и сдвинувший Землю». Был каноником в одном из польских монастырей.
В труде «Об обращениях небесных сфер» сформулировал основы гелиоцентрической системы мира в качестве гипотезы, облегчающей вычисление положение небесных тел.
Предположил, что в центре мира находится Солнце, а Земля как рядовая планета вращается вокруг него: «Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежит Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета».
Однако Коперник продолжал считать мир конечным, шарообразным и ограниченным сферой неподвижных звёзд. Он лишь поменял местами Землю и Солнце.
Гелиоцентрическая система Коперника произвела революцию в естествознании, заставила критически пересмотреть многие считавшиеся ранее непререкаемыми истины. Она показала, что не следует абсолютно доверять показаниям чувств.
Взгляды Коперника вызвали активное противодействие католической церкви, поскольку приводили к отрицанию уникальности спасительной миссии Христа.

Слайд 40

"О вращении небесных сфер"

Его книга "О вращении небесных сфер" определила характер научной

"О вращении небесных сфер" Его книга "О вращении небесных сфер" определила характер
революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира.
Он отталкивался от взглядов древних астрономов и философов, придерживавшихся гелиоцентрических представлений, прежде всего это пифагорейцы. Кризис традиционной картины мира требовал не только усовершенствования расчетов, но радикального пересмотра теоретических предпосылок. Поэтому коперниканская революция не сводилась к простой перестановке центра мира.
Гелиоцентризм Коперника вел к десакрализации космоса, рушилась традиционная иерархическая структура мироздания. Вместе с упразднением физического, устранялось и теологическое противостояние "земли" и "неба".
Бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Открылся путь к созданию бесконечной вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии.

Слайд 41

Джордано Бруно (1548 - 1600)

Итальянский натурфилософ, поэт. Также известен как Ноланец (по месту рождения).
С

Джордано Бруно (1548 - 1600) Итальянский натурфилософ, поэт. Также известен как Ноланец
ранних лет вступил в конфликт с католической церковью. Переезжал, читая лекции, из одного города в другой. Нигде не задерживался надолго из-за преследований со стороны властей и церкви.
Писал сочинения в художественной форме диалогов. Основные труды Бруно: «О причине, начале и едином», «О бесконечности вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя».
В соответствии с духом времени увлекался кабалистикой, алхимией, мистическими герметическими учениями.
В 1592 году попал в застенки инквизиции. В течение 8 лет от него не смогли добиться отречения от своих взглядов. В 1600 году был приговорён к сожжению по обвинению в ереси и чернокнижии. При чтении приговора себе сказал: «Вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю. Сжечь не значит опровергнуть». Публично сожжён на одной из площадей Рима.

Слайд 42

Натурфилософские воззрения Бруно

На становление натурфилософских взглядов Бруно оказали влияние традиции платонизма, мистических

Натурфилософские воззрения Бруно На становление натурфилософских взглядов Бруно оказали влияние традиции платонизма,
учений, а также воскресшее в Возрождение учение об атомах.
Бруно - пантеист. Он отождествляет природу с Богом, перенося на природу все свойства приписываемые теологией Богу (вечность, бесконечность, творящие способности и т.д.). Бог находится во всем и «природа есть Бог в вещах». Бог и природа есть единое начало, из которого всё происходит.
Бруно пересматривает идущие от Аристотеля представления о материи как о противоположном форме пассивном начале. Бруно утверждает, что материя обладает производящей силой и порождает все формы из себя. В таком качестве материя является «божественной вещью и наилучшей родительницей и матерью естественных вещей а также и всей природы».
Будучи гилозоистом, Бруно учил о всеобщей одушевлённости материи. По всему мирозданию разлита мировая душа, оживотворяющая всё сущее. Индивидуальные души - это частицы мировой души, заключённые в животные и человеческие тела.
Поддержал учение Коперника. В свою очередь выдвинул учение о бесконечности вселенной и о том, что наша планетная система (мир) является лишь одним из бесчисленного множества миров.

Слайд 43

Гносеологические и этические взгляды Бруно

Бруно верил в могущество человеческого разума. Чувственное познание

Гносеологические и этические взгляды Бруно Бруно верил в могущество человеческого разума. Чувственное
он считал второстепенным. Чувства ограниченны, они, например, не могут постичь бесконечность. Чувства должны лишь пробуждать разум. Именно этим объясняется склонность Бруно к умозрению и его отдалённость от опытно-экспериментального естествознания.
Требовал разделения веры и знания. Считал, что вера необходима для грубых душ и народов, стоящих на низших ступенях развития. Образованные люди, мудрецы должны полностью обращаться к знанию, а не вере. Философская вера, в отличие от религиозной должна быть основана на знании.
Бруно верил в бессмертие человека как частицы мирового целого, природы. Он призывал к активной деятельности, познанию, творчеству, чтобы через них преодолеть страх перед смертью. Такую мировоззренческую позицию сам Бруно назвал «героическим энтузиазмом».

Слайд 44

«Героический энтузиазм»

Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм жизни, исполняется «героическим энтузиазмом»
Высшее

«Героический энтузиазм» Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм жизни, исполняется «героическим энтузиазмом»
его проявление – любовь к Истине
Руководствуясь ей, человек отвоевывает свою божественную природу у Зверя, зажигая огонь в своей душе
«Меня любовь преображает в бога из низшей вещи»
От Истины НЕЛЬЗЯ отречься

Слайд 45

«Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю»

«Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю»

Слайд 46

Галилео Галилей (1564 - 1642)

Итальянский учёный и философ. Один из основоположников современного естествознания.

Галилео Галилей (1564 - 1642) Итальянский учёный и философ. Один из основоположников
Занимался физикой, математикой, астрономией.
С трудами Галилея связан переход от господствовавших в эпоху Возрождения органицистских представлений о природе к механицистским, характерным для философии Нового времени
Галилей объявил, что книга природы написана на языке математики. Следовательно при изучении природы необходимо использовать преимущественно математические, количественные методы. Начиная с Галилея, существует и развивается естествознание, использующее математизированные модели и идеальные объекты.
Галилей стоит у истоков экспериментального естествознание. Он первый из учёных стал не только пассивно наблюдать явления природы, но и проводить эксперименты, ставя изучаемые явления в специально подобранные заранее условия.
Наиболее знамениты заслуги Галилея в области астрономии. С помощью изобретённого им телескопа он открыл кольца Сатурна, спутники Юпитера, неровности лунного рельефа, пятна на Солнце и т.д.
Основная работа «Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемея и Коперника». Преданный суду инквизиции, Галилей был вынужден отречься от своих воззрений. Остаток жизни провёл под домашним арестом.

Слайд 47

Галилей перед судом инквизиции

Галилей перед судом инквизиции

Слайд 48

«Заальпийский гуманизм»

На рубеже XV-XVI вв. гуманистическое мышление проникает из Италии в другие

«Заальпийский гуманизм» На рубеже XV-XVI вв. гуманистическое мышление проникает из Италии в
европейские страны. Развитие философской мысли в заальпийских странах имело ряд особенностей по сравнению с классическим итальянскими образцами. Важнейшей из них было то, что флорентийские гуманисты раскрывали новое мировоззрение по большей части через посредство литературно-художественных произведений, искусства.
В конце XV-XVI вв. в Северной Европе философствование приобретает более строгие, рационалистичные формы, большее значение приобретают логика, методология познания, философия государства и права.
В числе наиболее видных представителей "заальпийского гуманизма" эпохи Возрождения были Эразм Роттердамский и Мишель де Монтень.

Слайд 49

Эразм Роттердамский (1467 - 1536)
Нидерландский философ-гуманист. Настоящее имя Герхардт Герхардс. Один из образованнейших

Эразм Роттердамский (1467 - 1536) Нидерландский философ-гуманист. Настоящее имя Герхардт Герхардс. Один
людей своего времени. Признанный лидер северного Возрождения. Основные сочинения: ироническая «Похвала глупости», «О свободе воли», «Оружие христианского воина».
Перевёл множество сочинений грекоязычных античных и средневековых авторов на латинский язык. В том числе создал новый, отредактированный перевод Нового завета. Выступал за сближение христианских начал («философии Христа») с античными.
В произведении «Жалоба мира» Эразм с гуманистических позиций показывает вред и бесчеловечность завоевательных войн..

Слайд 50

Эразм Роттердамский предпринял попытку возродить идеи и идеалы раннего христианства, вернуться к его

Эразм Роттердамский предпринял попытку возродить идеи и идеалы раннего христианства, вернуться к
истокам во всех областях жизни. Он попытался применить принципы научного исследования к Библии.
Благодаря стараниям Эразма в 1517 г. и 1519 г. увидело свет первопечатное издание Нового Завета, которое включало в себя также обширные комментарии и латинский перевод.
Наиболее значительным произведением Эразма является "Похвальное слово Глупости" (1519). Книга написана как монолог, который произносит Глупость. В сатирической манере, устами госпожи Глупости говорит Эразм о том, что глупость охватывает все проявления человеческой жизни, без нее человеческий род просто вымер бы. Самые счастливые люди - это люди глупые, лишенные разума, движимые биологическим инстинктом. Высшее счастье основано на самообмане. Большое место в "Похвальном слове Глупости" занимает обличение грехов католической церкви.
На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах глупости. Первый вид восхваляется иронически, второй - всерьез. Последний касается христианской простоты. Эразм приходит к выводу - всякая религия является разновидностью глупости.
Еще одно известное произведение Эразма "Сборник поговорочных оборотов" (1500). Пафос этого, более раннего произведения связан также с возвратом к подлинной, христианской морали. Христианство должно стать прежде всего этическим учением.

Слайд 51

Эразм Роттердамский читает свои сочинения при дворе правительницы Нидерландов

Эразм Роттердамский читает свои сочинения при дворе правительницы Нидерландов

Слайд 52

Мишель Монтень (1533 - 1592)

Французский философ эпохи Возрождения, основоположник жанра философского эссе. Был

Мишель Монтень (1533 - 1592) Французский философ эпохи Возрождения, основоположник жанра философского
мэром города Бордо. В годы религиозных войн 16 в. призывал к терпимости и гуманности.
Основное произведение - «Опыты», собрание различных тематически мало связанных между собой очерков.
Единственное, что объединяет разрозненные очерки - личность самого автора. В «Опытах» Монтень демонстрирует эрудированность, приводя множество исторических фактов, латинских и греческих цитат.
Монтень - представитель позднего гуманизма Ренессанса. Для него характерно некоторое разочарование в идеальном представлении о человеке, сложившемся в раннее Возрождение.
Монтень призывает к скептическом отношению к любым авторитетам а также и к сомнению в собственном знании.Вопрос «А что я знаю?» стал девизом Монтеня.
В этике Монтень выступал критиком церковной аскетической морали. Он призывал к здоровой чувственности и наслаждению жизнью. Взгляды Монтеня проникнуты стремлением к духовной независимости и сохранению своей индивидуальности.

Слайд 53

Социальные теории эпохи Возрождения
Следует иметь в виду, что социально-философская проблематика этого времени

Социальные теории эпохи Возрождения Следует иметь в виду, что социально-философская проблематика этого
находится в тесной связи с политическими, экономическими, религиозными процессами реальной истории европейских стран.
В частности, немалое значение имела попытка преодолеть феодальную раздробленность Италии и создать сильное централизованное государство. Идеи абсолютизма находили отражение в социальных теориях Ренессанса.
Крупнейшей фигурой такого плана был Никколо Макиавелли (1469-1527).

Слайд 54

Никколо Макиавелли (1469-1527)
Родился в семье бедного флорентийского юриста
Был важным лицом во Флорентийской республике,

Никколо Макиавелли (1469-1527) Родился в семье бедного флорентийского юриста Был важным лицом
после падения которой удалился в изгнание
Там он и написал свои важнейшие произведения, в т.ч. «Государь», посвященный Л.Медичи

Слайд 55

К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе,

К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе,
от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Итальянские города не смогли преодолеть раздробленности. Ответом на эти условия явилось учение Н.Макиавелли (1469-1527). Его основные произведения: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь"("Князь").
Макиавелли отдает предпочтение действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то, как люди должны были бы поступать, а как они поступают здесь есть свои законы, которые не совпадают с пожеланиями, даже самыми благими, действующих лиц.
Специфика моральных воззрений состоит в том, что они претендуют на безусловную, абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт людей, общий интерес в отношениях между индивидом и обществом. В этом же заключается их внутреннее противоречие: моральные нормы не обладают силой естественного закона, и у людей есть не одни только общие интересы, поэтому, в действительности, где ценности конкурируют между собой, отвлеченные моральные истины не только начинают противоречить друг другу, но и превращаться в собственную противоположность.

Слайд 56

Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному,

Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному,
свободному от давления метафизики, религии и морали (традиция от Платона до Фомы Аквинского).
Политика для политики. Религия и мораль оказывается у Макиавелли подчиненными политическим соображениям. Рассматривая политику как совершенно самостоятельную сфера деятельности человека, он определяет ее цель - создание и укрепление государства, а критерием этой деятельности объявляет пользу и успех.
Хорошим и благим является все, что способствует укреплению государства, и, соответственно, наоборот. Пользоваться или не пользоваться добродетелями зависит от конкретной политической ситуации. Государь должен "не отклоняться от добра, если это возможно, но вступить на путь зла, если это необходимо".
В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило - "цель оправдывает средства":
"Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты".

Слайд 57

Новый государь («principe nuovo»)

«Государю не нужно обладать всеми добродетелями, но нужно выглядеть

Новый государь («principe nuovo») «Государю не нужно обладать всеми добродетелями, но нужно
обладающим ими»
«Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами»
«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость»
«Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне»

Лоренцо Медичи

Слайд 58

«Лев и лисица»

Хороший правитель должен быть силен, как лев, и хитер, как

«Лев и лисица» Хороший правитель должен быть силен, как лев, и хитер,
лисица
Он обязан «по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла»
Творить добро надо часто, но понемногу, а зло – редко, но до конца
При этом надо помнить, что «насилие призвано исправлять, а не разрушать»

Слайд 59

Социальный утопизм

Важное значение в философской мысли эпохи Возрождения XVI в. имели также

Социальный утопизм Важное значение в философской мысли эпохи Возрождения XVI в. имели
утопические учения. Наиболее значительные из них были созданы: англичанином Томасом Мором, итальянцем Томмазо Кампанеллой и немцем Томасом Мюнцером.

Слайд 60

Утопический гуманизм

Утопический гуманизм

Слайд 61

Томас Мор (1479-1555)

Происходил из богатой королевского юриста
Обучался в Оксфорде
Стал канцлером Генриха

Томас Мор (1479-1555) Происходил из богатой королевского юриста Обучался в Оксфорде Стал
VIII
Казнен за отказ от англиканской присяги
Остров Утопия:
Общественная собственность
Развитая наука
Высокоорганизованное производство
Обязательный труд (6 ч. )
Всем по потребностям
Целесообразное руководство

Слайд 62

Томас Мор (1478 - 1535)

Английский философ и политический деятель. Был близок к гуманистам,

Томас Мор (1478 - 1535) Английский философ и политический деятель. Был близок
дружил с Эразмом Роттердамским. Был председателем палаты общин в парламенте и лордом-канцлером Англии.Не приняв Реформацию, отказался присягать королю как главе англиканской церкви и был казнён. Католической церковью Мор был объявлен святым.
Резко критически с позиций христианского гуманизма относился к далёкому от норм справедливости и гуманности состоянию Англии 16 в. Выступал против огораживаний.
Мор является основоположником утопизма в философской и политической мысли. Ввёл само слово «утопия» (несуществующее место), назвав так вымышленный остров с идеальным общественным устройством.
В Утопии отсутствует частная собственность, золото не имеет никакой цены. Все утопийцы участвуют в трудовой деятельности (ремесленной, сельскохозяйственной и интеллектуальной), переходя от одного вида деятельности к другому, что содействует развитию разносторонней личности. Самые грязные работы выполняют превращённые в рабов преступники. Вследствие отмены частной собственности ликвидировано противостояние частного и общего интереса, ограничен индивидуализм.
Управление Утопией построено на выборных началах. Высшие должности занимают интеллектуалы, освобождённые от физического труда. В Утопии наличествует свобода вероисповедания.

Слайд 63

Томас Мор - канцлер Англии

Томас Мор - канцлер Англии

Слайд 64

Томас Мор с семьей

Томас Мор с семьей

Слайд 65

Первое издание «Утопии»

Первое издание «Утопии»

Слайд 66

Томазо Кампанелла (1568 - 1639)

Итальянский мыслитель-утопист и поэт. Участвовал в движении за

Томазо Кампанелла (1568 - 1639) Итальянский мыслитель-утопист и поэт. Участвовал в движении
освобождение Италии от власти Испании. 27 лет провёл в заключении.
В области философии выступал с позиций органицизма и приоритета чувственного познания. Идеалом его была «философия, доказанная ощущениями». Проявлял интерес к современной ему натурфилософии.
Выступил в защиту Г. Галилея, но не принимал учения о бесконечности мира. Сравнивал мир с живым организмом: «Мир - это огромное живое существо, а мы живём в его чреве подобно червям, живущим в нашем чреве».
В утопическом произведении «Город Солнца» изображает общество, управляемое учёными-жрецами. В этом обществе нет частной собственности, отсутствует семья. Все дети воспитываются в государственных учреждениях и не знают своих родителей. Все члены общества должны трудиться ежедневно по 4 часа в день. Правители заботятся о развитии наук, просвещении и нравственном облике «соляриев».
Имя файла: Основные-черты-философии-возрождения.pptx
Количество просмотров: 796
Количество скачиваний: 3