Основы мировых религиозных культур « Вся культура – из храма» Дж. Фрэзер Автор: д.и.н., доцент Сушко А.В. Омск – 2012.

Содержание

Слайд 2

Основы мировых религиозных культур

«Вся культура – из храма»
Дж. Фрэзер

Автор: д.и.н.,

Основы мировых религиозных культур «Вся культура – из храма» Дж. Фрэзер Автор:
доцент Сушко А.В.

Омск – 2012

Слайд 3

Рекомендуемая литература:

Народы и религии мира. Энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
2.

Рекомендуемая литература: Народы и религии мира. Энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия,
История религии. В 2т. / Учебник / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Шк., 2004.
3. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. Очерки. М.: Республика, 1995.
4. Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий / К.В. Рыжов. – М.: Вече, 2008.
5. Притчи человечества / сост. В.В. Лавский. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Слайд 4

Культура

– это качественная, системная
характеристика жизнедеятельности
человека и созданной им реальности
(«второй

Культура – это качественная, системная характеристика жизнедеятельности человека и созданной им реальности
природы»),
где системообразующими,
приоритетными являются духовные ценности

4

Слайд 5

Духовность

– специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности

Духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности разделяющей
разделяющей высшие идеалы правды, добра, справедливости, красоты, истины через творческое проявление ее внутренней свободы

Слайд 6

Религия

 – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхестественное, включающая в себя

Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхестественное, включающая в
свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Слайд 7

Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия

Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия
Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается Бердяев Н. А

Функции религии:
Удовлетворение религиозных потребностей
Мировоззренческая
Воспитательная
Коммуникативная
Интегративная

Слайд 8

Что относится к общеобязательным истинам религии? (внешняя сторона религии)

1. Исповедание духовного, совершенного, разумного,

Что относится к общеобязательным истинам религии? (внешняя сторона религии) 1. Исповедание духовного,
личного Начала – Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире.
2. Человек не просто существо биологически высшее, но в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца (органа чувств), воли, самой личности, способной вступать в общение, единение с Богом, с духовным миром.
3. Вера в Откровение Бога и необходимость для человека праведной жизни, соответствующей догматам и заповедям религии.

Слайд 9

Что относится к общеобязательным истинам религии? (внешняя сторона религии)

4. Учение о посмертном существовании

Что относится к общеобязательным истинам религии? (внешняя сторона религии) 4. Учение о
человека.
5. Вера в бытие мира сверхъестественного, ангелов и демонов (бесов), вступая в духовный контакт с которыми (своими честными, или, напротив, безнравственными поступками), человек в большой степени определяет свою жизнь.
6. Культ, то есть совокупность всех ее внешних богослужебно-обрядовых форм, действий и правил.

Слайд 10

Сущность религии (внутренняя сторона религии)

«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины

Сущность религии (внутренняя сторона религии) «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все
сердца» -Библия, Притч. 20, 27
Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде. – Арабское изречение
«Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом» - С.Н. Булгаков
Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет Его не на пустом небосводе собственного разума, но в любви. - Ф. М. Достоевский

Слайд 11

Мировые религии

Ислам

Христианство

Буддизм

11

Мировые религии Ислам Христианство Буддизм 11

Слайд 12

Признаки мировых религий:

1.Эгалитарность  (проповедуют равенство  людей, обращены  к представителям всех социальных групп)
2.

Признаки мировых религий: 1.Эгалитарность (проповедуют равенство людей, обращены к представителям всех социальных
Космополитизм (мега и надэтнический характер)
3. Пропагандистская активность
4. Число последователей
5. Прозелитизм  (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания)

Слайд 13

Буддизм 

- религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее околоVI века

Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее околоVI века
до н.э.в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама , впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Слайд 14

Основные направления в буддизме:

Хинаяна

Махаяна

14

Основные направления в буддизме: Хинаяна Махаяна 14

Слайд 15

Основные направления в буддизме:

Хинаяна
«узкая колесница» или «узкий путь спасения»

Основные направления в буддизме: Хинаяна «узкая колесница» или «узкий путь спасения» —
резко выраженный монашеский буддизм. Получить религиозное спасение, согласно учению хинаяны, может только тот, кто практически порвал все семейные, имущественные, вообще мирские связи, ушел от треволнений обычной земной жизни в уединение монашеского бытия.

Слайд 16

Основные направления в буддизме:

Махаяна
«широкая колесница» или
«широкий путь спасения»
В

Основные направления в буддизме: Махаяна «широкая колесница» или «широкий путь спасения» В
своих исходных положениях и выводах махаяна сходна с ранним буддизмом. Принципиально новым становится в ней столь значительное «расширение» пути спасения, что последнее становится доступным не только монахам, но и любому мирянину.

Слайд 17

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их
учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А.В. Мень)

17

Слайд 18

АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ:
Иудаизм
Христианство
Ислам

С позиций авраамических религий, религия – мировоззрение,
а также соответствующее

АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ: Иудаизм Христианство Ислам С позиций авраамических религий, религия – мировоззрение,
поведение основанное на вере
в существование Бога Творца.

Слайд 20

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине. Одним из самых

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине. Одним из самых
важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога Иисуса Христа (как осуществление ветхозаветного пророчества) и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения.

Слайд 21

Основные направления в христианстве:

Правосла́вие

Католици́зм

Протестанти́зм

Основные направления в христианстве: Правосла́вие Католици́зм Протестанти́зм

Слайд 22

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или
«правильное сла́вление»)

— направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.

Слайд 23

Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему»

Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему»
или «согласно всему».

В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Слайд 24

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий)

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий)
одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Слайд 25

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 26

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 27

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 28

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 29

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 30

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 31

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

31

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 31

Слайд 32

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

32

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 32

Слайд 33

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

33

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 33

Слайд 34

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

Слайд 35

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

35

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 35

Слайд 36

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

36

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 36

Слайд 37

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

37

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 37

Слайд 38

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

38

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 38

Слайд 39

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

39

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 39

Слайд 40

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

40

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 40

Слайд 41

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

41

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 41

Слайд 42

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

42

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 42

Слайд 43

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме

43

Различия в Православии, Католицизме и Протестантизме 43

Слайд 44

Исла́м

44

Исла́м 44

Слайд 45

Исла́м — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» законам

Исла́м — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» законам
Аллаха.

В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Основателем ислама является Мухаммад (ок. 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Приверженцев ислама называют мусульманами (покорными Богу).

Слайд 46

Основные направления в Исламе

Шии́ты

Сунниты

Основные направления в Исламе Шии́ты Сунниты

Слайд 47

Сунниты (от араб. أهل السنة‎‎ Ахль ас-Су́нна — люди сунны)  по воззрению суннитов,

Сунниты (от араб. أهل السنة‎‎ Ахль ас-Су́нна — люди сунны) по воззрению
должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной

Особенности суннизма:
Приверженность традиционным исламским ценностям, следование Сунне пророка Муххамада (его поступкам и высказываниям), верность традиции, особая роль общины, ее участии в выборе своего главы — халифа.
Признание достоверности шести крупнейших канонических сборников хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат- Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи).
Признание четырех суннитских правовых школ: маликитской, шафиитской, ханафитской и ханбалитской.
Признание законности правления первых четырех («праведных») халифов— Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.
Сунниты не приемлют идею о божественной природе халифа Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

Слайд 48

Шии́ты (от араб. شيعة‎‎ ; [шӣ‘а] — «приверженцы, партия, фракция»

— второе по

Шии́ты (от араб. شيعة‎‎ ; [шӣ‘а] — «приверженцы, партия, фракция» — второе
числу приверженцев направление ислама. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам.

Слайд 49

Сравнительный анализ нравственных заповедей* в мировых религиях

Новый Завет – Писание, которое читают,
чтобы

Сравнительный анализ нравственных заповедей* в мировых религиях Новый Завет – Писание, которое
освободиться.
Коран – чтение, которое слушают, чтобы слушаться.
Владимир Микушевич

*За́поведь — религиозно-нравственное предписание

Слайд 50

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 51

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 52

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 53

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 54

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 55

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 56

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 57

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 58

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 59

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Сравнительный анализ нравственных заповедей в мировых религиях

Слайд 60

Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться

Статья 14 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может
в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция России

Слайд 61

Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

Статья 19 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция России

Слайд 62

Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать

Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально
индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституция России

Слайд 63

Традиционные религии в России:

Христианство (православного направления)
Ислам (суннитского направления)
Буддизм
Иудаизм

Традиционные религии в России: Христианство (православного направления) Ислам (суннитского направления) Буддизм Иудаизм

Слайд 64

Религиозный состав населения России Относите ли Вы себя к какому-либо вероисповеданию? Если да,

Религиозный состав населения России Относите ли Вы себя к какому-либо вероисповеданию? Если
то к какому именно?

*- вариант ответа не предлагался

Слайд 65

Се́кта (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую)

— термин,

Се́кта (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) —
используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.

65

Слайд 66

Признаки секты:

1. Религиозная реклама (маркетинг).
2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление.
3.

Признаки секты: 1. Религиозная реклама (маркетинг). 2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление.
Двойное учение.
4. Иерархия.
5. Непогрешимость секты и ее основателя.
6. Программирование сознания.
7. Духовный элитизм (избранничество).
8. Контроль жизнедеятельности.
9. Политические цели.
Имя файла: Основы-мировых-религиозных-культур-«-Вся-культура-–-из-храма»-Дж.-Фрэзер-Автор:-д.и.н.,-доцент-Сушко-А.В.-Омск-–-2012..pptx
Количество просмотров: 709
Количество скачиваний: 1