Содержание
- 2. А.Н. Островский Комедия «Бедность не порок»
- 3. Александр Николаевич Островский Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский,
- 4. «Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию
- 5. Экспедиция на Волгу и театральные премьеры В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани
- 6. Личная жизнь Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие
- 7. «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы»: знаменитые произведения Островского В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного
- 8. «Не успокоился на лаврах»: поездка на Кавказ и переводы пьес Зимой 1881 года Островский написал пьесу
- 9. История создания произведения «Бедность не порок» Александр Островский задумал написать свое новое произведение в середине июля
- 10. Нравы купечества в XIX в: стяжательство и душевная широта, деспотизм и семейственность Замкнутый мир сначала московского,
- 11. Особенности пьесы «Бедность не порок» Смысл названия Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на то, что
- 12. Основные темы и идеи пьесы Большое значение «Бедность не порок» имеет в русской классике. Тема, раскрывающаяся
- 13. Главные герои и их характеристика Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы
- 14. Критическая полемика Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы: Н.Г. Чернышевский, П.Н. Кудрявцев, А.В.
- 15. Литература и Интернет-ресурсы 1. Красовский, В. Е. Литература : учебник для среднего профессионального образования / В.
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2А.Н. Островский
Комедия
«Бедность не порок»
А.Н. Островский
Комедия
«Бедность не порок»
Слайд 3Александр Николаевич Островский
Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай
Александр Николаевич Островский
Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай
Слайд 4«Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение
В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию
«Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение
В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию
Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя».
В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж и он отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь.
Слайд 5Экспедиция на Волгу и театральные премьеры
В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного
Экспедиция на Волгу и театральные премьеры
В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного
Слайд 6Личная жизнь
Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие
Личная жизнь
Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие
В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем».
Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако, когда он создавал комедии, советовался именно с ней.
Слайд 7«Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы»: знаменитые произведения Островского
В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного
«Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы»: знаменитые произведения Островского
В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного
В 1871 году Александр Островский закончил комедию «Лес» о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коту Масленица». В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка».
Слайд 8«Не успокоился на лаврах»: поездка на Кавказ и переводы пьес
Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники»
«Не успокоился на лаврах»: поездка на Кавказ и переводы пьес
Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники»
Слайд 9История создания произведения «Бедность не порок»
Александр Островский задумал написать свое новое произведение
История создания произведения «Бедность не порок»
Александр Островский задумал написать свое новое произведение
Слайд 10 Нравы купечества в XIX в:
стяжательство и душевная широта, деспотизм и семейственность
Замкнутый мир
Нравы купечества в XIX в:
стяжательство и душевная широта, деспотизм и семейственность
Замкнутый мир
Среди описаний многих слоев и групп населения тогдашней России отметим яркую характеристику московского купечества, данную Белинским в очерке «Петербург и Москва»: «Ядро коренного московского народонаселения составляет купечество. Девять десятых этого многочисленного сословия носит православную, от предков завещанную бороду, длиннополый сюртук синего сукна и ботфорты с кисточкою, скрывающие в себе оконечности плисовых или суконных брюк; одна десятая позволяет себе брить бороду и, по одежде, по образу жизни, вообще по внешности, походит на разночинцев и даже дворян средней руки. Сколько старинных вельможных домов перешло теперь в собственность купечества! Для русского купца, особенно москвича, толстая статистая лошадь и
толстая статистая жена – первые блага жизни… В Москве повсюду встречаете вы купцов, и все показывает вам, что Москва по преимуществу город купеческого сословия».
Слайд 11Особенности пьесы «Бедность не порок»
Смысл названия
Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на
Особенности пьесы «Бедность не порок»
Смысл названия
Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на
Проблемы, затронутые Островским
Писатель Островский поднимает много проблем в пьесе «Бедность не порок», но основной все-таки является противостояние личности и среды.
Если человек беден, то часто многие ценности этого мира проходят мимо его. Он оказывается несчастлив в любви, и сложности возникают постоянно на его пути.
Но и деньги не могут принести счастья. Нельзя любить за деньги или дружить, так как это все равно перейдет в ненависть.
Но вот отношения к человеку часто складываются потому, насколько он богат. К сожалению, душевные и нравственные качества отступают на второй план
Композиция и жанр
Характерная особенность композиции — насыщенность фольклорными элементами, они окольцовывают все действия, описываются во всех важных моментах, акцентируя и выделяя их особым образом. Широко использован прием подготовленного появления персонажей: вначале о них говорят, затем они появляются на сцене.
В произведении герои описываются параллельно, так проще воспринять их образы — в сопоставлении. Немаловажную роль в организации ярких сцен играют авторские ремарки. Островского признали «отцом русского театра», именно Александр Николаевич был создателем теории поведения главных героев на сцене с учетом особенности жанра. Его произведения ставятся больше 150 лет, они являются бессмертными, это объясняется талантом писателя.
Слайд 12Основные темы и идеи пьесы
Большое значение «Бедность не порок» имеет в русской
Основные темы и идеи пьесы
Большое значение «Бедность не порок» имеет в русской
Автор «Бедность не порок» Александр Островский прекрасно описал русские традиции, быт, привычки, уклад жизни. Он показал, как складывались взаимоотношения людей. Писатель затронул темы уважения к старшим поколениям, семьи, выбора, греха, любви. Автор сумел раскрыть суть людей того времени, изображая их в обычной жизни.
Основная мысль, которая пролегла через всё повествование — русский человек далёк от идеала. Он ошибается, грешит и часто делает неправильные вещи, но способен стать на истинный путь. Пожалуй, в этом и есть сила русских — умение признавать ошибки и исправлять их ради очищения собственной совести.
Слайд 13 Главные герои и их характеристика
Персонажей у Островского немного, но все они необходимы
Главные герои и их характеристика
Персонажей у Островского немного, но все они необходимы
Действующие лица:
Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
Пелагея Егоровна, жена Торцова.
Люба, их дочь.
Любим Торцов, брат богатого купца.
Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
Митя, приказчик.
Слайд 14Критическая полемика
Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:
Н.Г. Чернышевский,
П.Н. Кудрявцев,
А.В.
Критическая полемика
Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:
Н.Г. Чернышевский,
П.Н. Кудрявцев,
А.В.
А.А. Григорьев.
Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.
Слайд 15Литература и Интернет-ресурсы
1. Красовский, В. Е. Литература : учебник для среднего профессионального образования
Литература и Интернет-ресурсы
1. Красовский, В. Е. Литература : учебник для среднего профессионального образования
2. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490595
3. Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; ответственные редакторы В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 342 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07662-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/507837
4. Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488518
5. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498877 С