Проективная методика Автопортрет

Содержание

Слайд 2

На настоящий момент существует 2 основных версии методики «Автопортрет»: 1) классическая методика

На настоящий момент существует 2 основных версии методики «Автопортрет»: 1) классическая методика
Р. Бернса и 2) методика «Автопортрет» Е. С. Романовой и С. Ф. Потемкиной.
По определению, автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, как именно человек изображает себя: автопортрет несет массу полезной психологической информации о внутреннем мире личности и ее репрезентации.

Методика «Автопортрет» является одной из самых известных проективных методик

Слайд 3

Есть 2 варианта инструкции к методике «Автопортрет»:
«Нарисуйте себя в полный рост» (акцентируется

Есть 2 варианта инструкции к методике «Автопортрет»: «Нарисуйте себя в полный рост»
именно физический аспект автопортрета)
«Нарисуйте автопортрет» (на уточняющие вопросы испытуемого психолог предлагает уклончивые и неопределенные ответы, предоставляя ему самому выбрать стиль автопортрета).

Инструкция к методике «Автопортрет»

Слайд 4

изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
изображение портрета в интерьере,

изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение; изображение портрета в
дополняющем и оттеняющем портрет;
изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;
автопортрет-метафора – становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя. Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т. е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.;
исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;
изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

Слайд 5

Главный прием – анализ элементов автопортрета. Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие

Главный прием – анализ элементов автопортрета. Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает
интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии. Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии. Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация 1

Слайд 6

Главный прием – при анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых

Главный прием – при анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых
все рисунки можно объединить следующим образом: 1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей. 2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению. 3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т.е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю. 4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора. 5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. 6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п. 7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п. 8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т.д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Интерпретация 2 (интегративно-оценочная)

Слайд 7

Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %)

Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %)

Слайд 8

Главный прием – определение вида рисунка, его соотнесение с классификацией психотипов по

Главный прием – определение вида рисунка, его соотнесение с классификацией психотипов по
К.Г. Юнгу. 1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу); 2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт; 3) гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т.д.) — сенсорный интроверт; 4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт; 5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт; 6) ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т.е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт; 7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т.д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.

Интерпретация 3 (схема Рида)

Слайд 9

Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)

Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)

Слайд 10

Портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица,

Портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица,
прическа, одежда с рисунком; портрет выполнен в виде бюста, заключен в декоративную рамку, размер портрета свидетельствует о благоприятном физическом состоянии, что подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал обладает выраженной общительностью, интересом к человеку и некоторой демонстративностью (об этом свидетельствует наличие декоративной рамки и особенности прорисовки лица). Степень нажима и штриховки показывают наличие незначительного внутреннего напряжения.

Пример формального текстового описания проективного автопортрета:

Слайд 11

Отдельная психологическая симптоматика в проективном автопортрете 1

Отдельная психологическая симптоматика в проективном автопортрете 1

Слайд 12

Отдельная психологическая симптоматика в проективном автопортрете 2

Отдельная психологическая симптоматика в проективном автопортрете 2

Слайд 13

ПРИМЕР 1 для анализа

ПРИМЕР 1 для анализа

Слайд 14

ПРИМЕР 2 для анализа

ПРИМЕР 2 для анализа

Слайд 15

ПРИМЕР 3 для анализа

ПРИМЕР 3 для анализа

Слайд 16

ПРИМЕР 4 для анализа

ПРИМЕР 4 для анализа

Слайд 17

ПРИМЕР 5 для анализа

ПРИМЕР 5 для анализа

Слайд 18

ПРИМЕР 6 для анализа

ПРИМЕР 6 для анализа

Слайд 19

ПРИМЕР 7 для анализа

ПРИМЕР 7 для анализа
Имя файла: Проективная-методика-Автопортрет.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0