Содержание
- 2. Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей
- 3. Вольность Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая
- 4. В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода «Вольность». Написана она вскоре после
- 5. Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально
- 6. «К Чаадаеву» Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как
- 7. Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт
- 8. «Анчар» В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит —
- 9. Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться, так
- 10. «Арион» Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны весла.
- 11. Своим взглядам, идейно объединявшим поэта со всей передовой Россией, Пушкин не изменил ни в ссылке, ни
- 12. «Воспоминания о царском селе» Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу
- 13. Садятся призраки героев У посвященных им столпов, Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев, Перун кагульских берегов.
- 15. Скачать презентацию
Слайд 2Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна
Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна
Его творчество – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.
Свободолюбивая лирика
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится высшим общественным благом – предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к "блаженству" истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода").
Тема «вольности святой» волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно (ода «Вольность» — 1817, «К Чаадаеву» — 1818, «Свободы сеятель пустынный...» — 1823, «Птичка» — 1823, «Во глубине сибирских руд…» — 1827, «Анчар» — 1828, «Памятник» — 1836). Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является вольность.
Слайд 3Вольность
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы
Вольность
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы
Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон - народ молчит,
Падет преступная секира...
И се - злодейская порфира
На галлах скованных лежит.
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец -
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Слайд 4В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода «Вольность».
В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода «Вольность».
Написана «Вольность» в традиционной форме оды, однако к концу XVIII — началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет. Был, правда, придворный одописец граф Хвостов, сочинявший оды едва ли не каждый день (повод-то всегда можно найти), которого Пушкин не любил и на которого написал не одну эпиграмму (упоминание имени графа можно найти и в «Медном всаднике»).
Тексты, обращавшиеся в вольной поэзии, имеют самые неожиданные и грубейшие неисправности: встречаются контаминации текстов разных произведений в одно, отрывки фигурируют в качестве отдельных произведений, целые произведения в качестве отрывков и пр. Особенно устойчиво бытование в качестве отдельного произведения отрывка из элегии «Андрей Шенье» под заглавием «На 14 декабря».
Итак, Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное — Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет «тиранами», «увенчанными злодеями». Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей — тираны и злодеи. Но, в отличие от злодеев «простых», корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, — люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю.
Слайд 5Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне
Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне
…Владыки! вам венец и трон
Дает закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон…
Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье — невеликая заслуга. Осознать свою ответственность за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество — вот задача монарха. Лишь свершив ряд благодеяний, наследник становится Монархом, наместником Бога на земле. Таким образом, превращение наследника в Монарха происходит только благодаря Закону. И никому: ни народу, ни царю — нельзя проявлять Вероломства, то есть нарушать Закон. Иначе будут происходить все те несчастья, беспорядки, которые описывает Пушкин.
Главная мысль оды -- протест против абсолютизма. "Вольность" распространялась в списках. Весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина.
Слайд 6«К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли
«К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Слайд 7Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в
Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в
Стихотворение имеет около 70 вариантов и разночтений. Рукопись Пушкина не сохранилась, и авторство его иногда оспаривается. Версия, канонизированная пушкинистами, печатается по так называемой копии А. В. Шереметева. Стихотворение часто относят к 1818, поскольку оно связано с речью Александра I на Польском сейме 15 марта 1818 г. Пушкин не верил либеральным обещаниям царя, а также в мирное введение конституционного правления в России. Стихотворение было напечатано Михаилом Бестужевым-Рюминым в 1827 г. в альманахе «Сириус» в виде короткого отрывка (4 строки). Затем он же опубликовал его в альманахе «Северная звезда» в 1829 г., так же в искаженном виде. Стихи «Товарищ, верь…» и следующие были выпущены. Пушкин выразил своё недовольство по этому поводу. Стихотворение обращено к Петру Яковлевичу Чаадаеву(1794—1856) — русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Никиты Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения, с 1816 служил офицером лейб-гвардии Гусарского полка в Царском Селе, был членом масонской ложи. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал. В том же году вышел в отставку.
Слайд 8«Анчар»
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит —
«Анчар»
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит —
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.
«Анчар». Черновой автограф. 1828 г. ++++
Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседам в чуждые пределы.
Слайд 9Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном
Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном
В 1828 году против Александра Пушкина возбуждают дело с обвинением в написании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы«Гавриилиада»: эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания ааллегорического стихотворения «Анчар».
В основе сюжета Александр Пушкин использовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява Яловитого дерева Анчар : путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
Поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому.
Стихотворение "Анчар" полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суро-
вое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт за-
думал собрать воедино все черты зла и придать им обоб-
щенный характер.
Прочитав первое четверостишие, следует выделить в
последнем стихе числительное "один". Все изученные нами
до сих пор стихотворения Пушкина, в той или иной форме,
посвящены были радости единения людей. Их темами были:
любовь, дружба, веселье, пиры. Нигде герой стихотворе-
ния не представал изолированным от мира и враждебным
миру. Даже там, где ему предстояло вступить в борьбу,
прежде всего выделялось братство, товарищество, дружба
- объединение людей света в борьбе с тьмой, людей сво-
боды в борьбе с рабством. Первое, что мы узнаем об ан-
чаре, это то, что он один.
Анчар - "древо ада", как пояснил сам Пушкин, стано-
вится в стихотворении воплощением всеобщего зла. В пер-
вой строфе следует обратить внимание на мир, окружающий
его.
Слайд 10«Арион»
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В
«Арион»
Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В
Слайд 11 Своим взглядам, идейно объединявшим поэта со всей передовой Россией, Пушкин не изменил
Слайд 12«Воспоминания о царском селе»
Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш
«Воспоминания о царском селе»
Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш
В пылу восторгов скоротечных, В бесплодном вихре суеты, О, много расточил сокровищ я сердечных За недоступные мечты, И долго я блуждал, и часто, утомленный, Раскаяньем горя, предчувствуя беды, Я думал о тебе, предел благословенный, Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей. Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в груди моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу пред собою Дней прошлых гордые следы. Еще исполнены великою женою, Ее любимые сады Стоят населены чертогами, вратами, Столпами, башнями, кумирами богов И славой мраморной, и медными хвалами Екатерининских орлов.
Слайд 13Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Садятся призраки героев У посвященных им столпов, Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Среди святых воспоминаний Я с детских лет здесь возрастал, А глухо между тем поток народной брани Уж бесновался и роптал. Отчизну обняла кровавая забота, Россия двинулась, и мимо нас летят И тучи конные, брадатая пехота, И пушек светлый ряд.
На юных ратников завистливо взирали, Ловили с жадностью мы брани дальный звук, И, негодуя, мы и детство проклинали, И узы строгие наук.
И многих не пришло. При звуке песней новых Почили славные в полях Бородина, На Кульмских высотах, в лесах Литвы суровых, Вблизи Монмартра