Слайд 2Павловск
Дворцово-парковый ансамбль Павловска недалеко от Санкт-Петербурга - одна из самых величественных императорских
резиденций. Он состоит из дворца и примыкающего к нему парка со множеством аллей и прудов, памятников и мостов.
Слайд 3Он начал формироваться в конце XVIII века. Земли, на которых сейчас стоит дворец,
Павлу были подарены его матерью империатрицей Екатериной II.
В качестве главного архитектора в 1782 году был приглашен британец Чарльз Камерон. Павел I часто конфликтовал с зодчим и вносил изменения в проект, требуя расширения дворца. В итоге строительство затянулось на 50 лет.
Слайд 4К строительству и оформлению дворца были причастны известные мастера Чарльз Камерон, Винченцо
Бренна, Андрей Воронихин, Карло Росси и Джакомо Кваренги. Каждый из них участвовал в написании архитектурной истории дворца, вносил в его облик что-то новое. Автор проекта резиденции – Ч.Камерон.
Слайд 5Несмотря на все изменения, Павловский дворец сохранил акцент на Центральном корпусе, а новые пристройки образовали
гармоничный незамкнутый круг, в сердце которого установлена статуя Павла I.
Слайд 7Павловск
Центром дворцово-паркового ансамбля служит Большой дворец.
Ч. Камерон проектировал дворец решил общую
схему постройки по образцу русской дворянской усадьбы — с главным домом и боковыми «службами». Первый этаж с парадными сенями был занят под жилье, второй — парадными залами. В центре здания — приемные и танцевальный залы, по обе стороны от них располагались «мужская» и «женская» анфилады комнат, а кроме того, во дворце были комнаты «для обслуги».
Слайд 8Павловск
Все семь примыкающих друг к другу флигелей имеют внутри переходы к основному
центральному корпусу. Смотрится же все это как единое целое, так как все корпуса дворца, за исключением церковного, невидного со стороны двух главных фасадов, примыкают к центральному зданию симметрично и расположены так, что образуют в плане широкую подкову, что придает парадному двору перед дворцом овальную форму. Неравные по высоте, выстроенные в разные годы, корпуса выполнены в едином стиле — раннего классицизма.
Слайд 9Павловск
Центральный корпус дворца, построенный по проекту Ч. Камерона в 1782—1786 годах, имеет
три этажа и увенчан в средней своей части плоским куполом на колоннах коринфского ордера. Окрашен, как и все остальные корпуса дворца, в золотисто-желтый цвет.
Слайд 10Все четыре его фасада решены по-разному, два из них можно считать главными:
один, восточный, обращен в сторону Тройной липовой аллеи; второй, западный, видный со стороны города, выведен в сторону реки Славянки, плавно огибающей холм.
Слайд 11Павловск
Восточный фасад главного корпуса имеет четкое поэтажное членение. Стены первого, цокольного, этажа
покрыты глубокими рустами (прием, который придавал оштукатуренной стене вид каменной кладки), что создавало впечатление большей монументальности. Над выдвинутым цоколем в центральной части фасада возвышается белоколонный портик со сдвоенными колоннами коринфского ордера. Над ними под карнизом всего здания идет широкая полоса белого лепного фриза с завитками аканта.
Слайд 12Павловск
Строгая простота фасада и его благородное изящество- достигнуты Камероном благодаря его умению
в сдержанной манере рационально использовать разнообразие архитектурных классических форм. Оконные и дверные проемы первого этажа заглублены в плоские арки с белыми замковыми камнями над ними. Две ниши со статуями по сторонам входного крыльца украшают нижнюю часть фасада.
Слайд 13Павловск
Наряднее оформил Камерон стены второго этажа, за которыми расположены парадные приемные залы.
Боковые окна фасада имеют лепные наличники и невысокие треугольные фронтоны над ними. В центре фасада над каждой из трех балконных дверей Камерон поместил настенные круглые медальоны с барельефными аллегорическими изображениями искусств. Тонкой белой лепной тягой отделен третий этаж с малыми квадратными окнами служебных комнат
Слайд 14Павловск
Противоположный фасад, отражающийся в разливе реки Славянки, Камерон украсил треугольным фронтоном с
лепным декором. При сопоставлении остальных двух фасадов — северного и южного — нельзя не заметить, как скупо и строго оформлен северный, за окнами которого размещена анфилада комнат «мужской половины», и как наряден со стороны Собственного садика южный фасад, где находилась «женская половина». Окна второго этажа южного фасада заглублены в арочные ниши и украшены портиками с ионическими колоннами, а широкие, крытые лепной «шубой», огромные замковые камни включены в горизонтальный карниз портиков.
Слайд 16Павловский дворец продолжали строить и после смерти императора. Здесь продолжала жить его вдова,
Мария Федоровна, которая пережила супруга на 27 лет. По сути именно она была вдохновителем и руководителем созданием этой резиденции. Мария Федоровна хотела создать не блестящую резиденцию для показа и величия, а место, где можно жить и укрыться от интриг императорского двора.