Слайд 2«Мёртвые души» Гоголя – Творение столь глубокое по содержанию и великое по
творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях», - сказал В. Г. Белинский.
Слайд 3
«…Я принялся за «Мёртвые души», - писал Гоголь В. А. Жуковскому, -
которые было начал в Петербурге. Всё начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, - вещь, которая вынесет моё имя».
Слайд 4 Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё», то
«желание познать человека», которые заставляют его искать людей всех сословий и подмечать «что-нибудь интересное у каждого». Об этом мы узнаём из письма Гоголя к В. А. Жуковскому.
Слайд 5Сюжет путешествия – был подсказан А. С. Пушкиным. Путешествие Чичикова дало возможность
автору «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Именно поэтому лейтмотивом поэмы является тема дороги.
Слайд 6
Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами.
Чичиков на вечеринке у губернатора ознакомился с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздрёвым. От Ноздрёва, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живёт Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.
Но в том порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.
Слайд 8- К каким выводам автор приводит читателей?(Манилов – бесстрастный наблюдатель всего происходящего;
казнокрады, взяточники, воры – все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов – человек без живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек «так себе, ни то ни сё».)
Слайд 9- Что роднит Манилова и Ноздрёва? (Оба помещика ведут бесцельный, прозрачный образ
жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных критериев. Оба героя наделены искажёнными положительными свойствами характера. Манилов: мечтательность и доброта – болтливость и слащавость; Ноздрёв: отвага и удаль – безделье и наглое враньё. У каждого есть свои секреты в характере, каждый демонстрирует свои последствия общей социальной болезни – бездуховности, порождённой уродливыми общественными отношениями.)
Слайд 10Писатель даёт возможность зрительно представить выражение лица помещицы: «выпучив на него глаза»,
«старуха задумалась», «открыла рот и смотрела на него почти со страхом»; «вперила глаза в ключицу». Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей. Есть и косвенная авторская характеристика Коробочки, например: «Ну, баба, кажется крепколобая!»
- Что делало Коробочку такой? ( Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для неё недоступными.
Слайд 11Собакевич характеризуется человек «неуклюжий на взгляд» он похож «на среднеё величины медведя»
Слайд 12 Образ Плюшкина - воплощение полнейшего застоя и загнивания.
Слайд 13Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. «Один за
другим следуют у меня герои, один пошлее другого», - писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе скрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься человеком».