Слайд 2ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ
ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая
в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.
Основатель: Даниил Иванович Хармс.
Слайд 3ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ
Помимо Хармса, в группу входили:
Александр Введенский,
Николай Заболоцкий,
Константин ВАгинов,
Игорь Бахтерев,
Дойвбер (Борис Михайлович)
Левин.
Слайд 4ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ
ОБЭРИУты декларировали:
отказ от традиционных форм искусства
необходимость обновления методов изображения действительности
культивировали гротеск,
алогизм (рассуждение, которое нельзя обосновать логически), поэтику абсурда
Слайд 5МАНИФЕСТ
«Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и нового
искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики».
Слайд 6ЗНАМЕНИТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Три левых часа»
состоялся
24 января 1928 года в Доме печати
на Фонтанке
Слайд 7ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Даниил Хармс
(1905 — 1942)
Внимание на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях Действие,
перелицованное на новый лад, хранит в себе «классический отпечаток» и в то же время — представляет широкий размах обэриутского мироощущения.
Слайд 8ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Утверждал, что «сила, заложенная в словах, должна быть освобождена».
Слайд 9ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Человек устроен из трёх частей...
Человек устроен из трёх частей,
из трёх частей,
из трёх
частей.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Из трёх частей человек!
Борода и глаз, и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Пятнадцать рук и ребро.
А, впрочем, не рук пятнадцать штук,
пятнадцать штук,
пятнадцать штук.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Пятнадцать штук, да не рук.
Слайд 10ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Александр Введенский
(1904 — 1941)
Разбрасывает предмет на части, но он не теряет конкретности.
Разбрасывает действие на куски, но оно не теряет творческой закономерности.
В результате — видимость бессмыслицы.
Слайд 11ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Считал себя похожим на Пушкина: «Пушкин тоже не имел чувства собственного достоинства
и любил тереться среди людей выше его».
Утверждал, что «поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее» и что по-настоящему понять поэзию — это не понять ее.
Слайд 12ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Больной, который стал волной
Увы, стоял плачевный стул,
На стуле том сидел аул,
На нём
сидел большой больной,
Сидел к живущему спиной.
Он видел речку и леса,
Где мчится стёртая лиса.
Слайд 13ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Константин Вагинов
(1899 — 1934)
Фантасмагория мира проходит перед глазами. Вы чувствуете близость предмета
и его теплоту, наплывание толп и качание деревьев, которые живут и дышат по-своему, по-вагиновски.
Слайд 14ПРЕДСТАВИТЕЛИ
В 1931 году Вагинов подвергся резкой номенклатурной критике, однако один из присутствовавших
на экзекуции заметил: «Оставьте Вагинова в покое, он и так скоро умрет».
Слайд 15ПРЕДСТАВИТЕЛИ
***
Тают дома. Любовь идет, хохочет
Из сада спелого эпикурейской ночи.
Ей снился юный сад
Стрекочущий,
поющий,
Веселые, как дети, голоса
И битвы шум неясный и зовущий.
Как тяжела любовь в шестнадцать лет.
Ей кажется: погас прелестный свет,
И всюду лес встает ужасный и дремучий,
И вечно будет дождь и вечно будут тучи.
Слайд 16ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ИГОРЬ БАХТЕРЕВ
(1908 —1996)
Лирика для него не самоценна, она — не более как
средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия.
Слайд 17ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Придумал название ОБЭРИУ — Объединение реального искусства.
Оформлял спектакль «Моя мама вся в
часах», смонтированный из стихов Введенского и Хармса, в частности разрисовал занавес человеческими глазами.
Слайд 18ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Один старик вместо лампы себя повесивший
(отрывок)
«…Мы ритать хотим как вым
Крылетать
вам не дадим.
Вслед за птичкой старичок
Тоже разлетался
В подтверждение чего ложечкой махался
Завершая третий круг очень утомился
Пролетая потолок за крючок схватился.
Лампу он напоминал и висел часами
Воробей давно уснул под его усами
Тихо стало за окном голоса не слышатся
В тихой комнате моей старичок колышется-колышется.»
Слайд 19ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Николай Заболоцкий
Поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя. Слушать и
читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, но наоборот, — сколачивается и уплотняется до отказа. Развертывание действия и обстановка играют подсобную роль к этому главному заданию.
Слайд 20ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Переписывался с Константином Циолковским.
Восемь лет провел в сталинских лагерях.
Слайд 21ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Дойвбер Левин
(1904–1941)
прозаик, работающий в настоящее время экспериментальным путем.
Слайд 22ПРЕДСТАВИТЕЛИ
В детстве говорил только на идиш.
Его прозу часто сравнивали с живописью Шагала.
Был
единственным прозаиков среди ОБЭРИУТОВ