Слайд 2Полхов-Майдан
На примере полхов-майданской росписи можно закреплять и развивать дальше многие законы и
правила изобразительного искусства.
Композиция.
Выбор формата.
Равновесие (расположение элементов на листе, в объемной форме).
Композиционный центр.
Динамика, статика.
При проведении уроков декоративного рисования дети учатся стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов. Здесь необходимо обратить особое внимание на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.
Одним из основных средств художественной выразительности является ритм – это организующее начало в композиции.
Слайд 3Одним из основных средств художественной выразительности является ритм – это организующее начало
в композиции.
Изучая особенности промысла, дети учатся анализировать, выделять отличительные черты. Практическая деятельность помогает закрепить знания и умения, полученные на уроках. Очень полезны занятия, на которых ученики выполняют упражнения: отрабатывают отдельные элементы узора данного промысла, выявляют закономерности росписи. Это помогает выполнить творческую работу с некоторой долей уверенности.
Слайд 4Для учащихся 2-3 классов - это основные элементы узора Полхов Майдана: яблочко,
листики, пятилистник. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет. Дети знакомятся со способом лессировки.
Для учащихся 4 класса задание усложняется. Ребята изучают различные формы «розанов» и выполняют некоторые из них. А так же, рисуют более сложные варианты листиков и цветков.
Составляя композицию узора, орнамента, для декоративного оформления игрушки или посуды, ученик стремится, как можно интереснее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче выполнить работу в цвете. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.
На занятиях дети знакомятся с порядком работы мастеров.
Слайд 5Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:
Слайд 6Деревянное «белье»- заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.
Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом,
и оно становится белым.
Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.
Роспись - заполнение контура узора цветом.
Постепенно закрашивают элементы узора красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).
На начальном этапе освоения росписи детьми на бумаге – процесс работы над росписью немного изменяется. Белый лист заменяет этап грунтовки, а «контур» наносится простым карандашом. После того, как работа выполнена в цвете, узор обводят черной краской тонкой кисточкой, а младшим школьникам можно разрешить использование черного фломастера.
Слайд 7Демонстрация на доске:
Сначала, мы, как мастера Полхов-Майдана, наметим силуэт узора простым карандашом.
Волшебная
веточка красиво изгибается.
Слайд 8В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.
Слайд 9Цветовое решение узора.
Заливка желтым цветом
Слайд 14ВАРИАНТЫ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКОЙ
ЦВЕТОЧНОЙ РОСПИСИ
*
Слайд 16ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ
(ПЯТИЛИСТНИКИ, БУТОНЫ, ЯБЛОЧКИ, ЯГОДКИ)