Слайд 3Политическая карикатура чаще воспринимается не просто как средство критики, иронии, но и
как некое зеркало современности, чутко реагирующее на все изменения в обществе, как значимый источник данных о взаимоотношениях между людьми, политическими событиями и властью.
Слайд 4Большинство политических карикатур посвящено важнейшим и остроактуальным проблемам, таким, как избирательные кампании,
вопросы войны и мира, коррупция в правительстве.
Например, в последние годы популярны темы национальных проектов в России, Восьмидневной войны, мирового экономического кризиса (Ворошилова).
Слайд 5Политическая карикатура. Краткий экскурс
Карикатура - рисунок, изображающий кого-либо в намеренно преувеличенном, смешном,
искаженном виде.
Употребляется с XIII века до новой эры (сатирический рисунок, изображающий Рамзеса III).
Существовала карикатура в Древней Греции и Древнем Риме.
Слайд 6Карикатура в истории российского государства
И сейчас наш смех, направленный против врага,
будет злым, потому что враг еще силен…неправдоподобным положением карикатура выясняет внутреннюю правду ярче и острее, чем какой бы то ни было другой прием.
А.В. Луночарский
Смещение карикатуры в сторону зарубежных политических деятелей (Наполеон, Бисмарк, Вильгельм).
В первые годы советской власти карикатура стала составной частью агитационно-массового искусства (М.Черемных, В.Маяковский, Д.Моор, В.Дени, В.Лебедев).
Слайд 7В годы войны карикатура на деятелей фашистской Германии, а после окончания ее
на бывших советских союзников - Черчилля, Трумэна, Брэдли, Эйзенхауэра, Этли и прочих государственных и политических лидеров США и Западной Европы.
По мнению В.Богорада (Санкт-Петербург), художники-карикатуристы поделились на две большие группы. К большей относятся "художники-эстеты", к меньшей - "художники-философы".
В работах художников-эстетов на первом плане - эстетические проблемы, на втором - информативность. Художники-философы стремятся высказать свои суждения через обобщения в форме "чистых" символов, первое – информативность, второе - эстетика.
Слайд 8Классификация символов в графике
Постепенно, по мере культурного одичания нации выходит из употребления
так называемая классическая "мифическая" группа, где прообразами служат персонажи Древней Греции и Древнего Рима (Зевс, Прометей, Геракл, Кентавр, Троянский конь, Цезарь, Нерон и др.).
Более живучей оказалась "средневековая" группа (Дон Кихот, король, королева, шут, палач, рыцарь, топор, конь), легко узнаваемая массовым потребителем информации. Роли каждого изображаемого символа достаточно жестко предопределены.
Слайд 9В. Богорад
"пиктографическая", включающая в себя все международные условные обозначения,
"итимеческая", состоящая из
символов-жестов (кукиш, указательный палец, кулак),
"платяная" (стереотипные образы - клоун, почтальон, военный, полицейский, заключенный, дипломат, медсестра и т.д.),
"вещевая" - наиболее употребительная (телевизор, стол, диван, телевизионная вышка, самолет, ракета, корабль и пр.).
Слайд 10Не менее важную роль играют и неофициальные политические символы. Так, например, в
современных зарубежных работах часто в центре внимания оказывается образ русского медведя (С. А. Толстогузов, М. Жаковска, Ж. Сатмари, А. Лазари и др.). С XVIII столетия «русский медведь» стал хрестоматийным образом в европейской карикатуре.
Слайд 11Е. А. Артемьева при трактовке комического эффекта важным моментом считает наличие определенных
фоновых знаний (в терминологии автора — пресуппозиций).
Исследователь выделяет четыре вида пресуппозиции:
Экстралингвистическую,
Политическую,
Логическую,
Лингвистическую.
Слайд 12Общие выводы
Новая символика (орел на гербе, например) обычно создается на старом восприятии
других символов (серп и молот, циркуль, голубь).
Карикатуры могут использовать или создавать символ, известный всем его читателям, для того, чтобы представить важную идею, например, голубь как символ мира, звезда или орел - символ государственности и т.д.
Текст подписи под карикатурой сведен к минимуму для того, чтобы воздействие было главным образом визуальным.
Карикатурист графически излагает свою точку зрения или точку зрения газеты и журнала. Эта позиция обычно открыто направлена против властей, их коррупции или войны, а изображаемое - цель его критики, - представляется в явно преувеличенном виде.