Слайд 2Существует устоявшаяся традиция понимания политической культуры как устоявшейся формы общественно-политического сознания, которая
выражается в определенном наборе политических установок и ориентацией, относительно конкретного способа организации политической жизни.
Слайд 3Базовой для Запада сегодня является опирающаяся на теоретический и практически-политический опыт нескольких
веков плюралистическая модель либеральной демократии: «Политическая власть народа, отправляемая свободно выражающим себя большинством, уважающим право меньшинства проявлять свое несогласие» (Ж.Л. Кермонн).
Слайд 4Обычно предлагаются следующие критерии демократического режима: 1. всеобщее избирательное право граждан; возможность
для граждан претендовать на занятие выборных должностей;2. регулярное проведение свободных, конкурентных и справедливых выборов; 3. наделение избранных должностных лиц конституционным правом контроля над правительственными решениями; отсутствие притеснений по отношению к политической оппозиции (включая независимые политические партии и группы интересов) и присоединяться к ним;4. свободный доступ граждан к источникам альтернативной информации (Ф. Шмиттер, Т. Карл)
Слайд 5В мультикультурном обществе демократия возможна при выполнении ряда условий.
Во-первых, это принцип
коалиционного согласия; во-вторых, принцип взаимного вето, гарантирующий права меньшинства; в-третьих, пропорциональность, как ключевой принцип политического представительства; в-четвертых, высокая степень автономии каждого сегмента в осуществлении внутренней политики.
Слайд 6Российская демократия не может быть такой же, как либеральные демократии Франции или
Канады, как и не может одна демократия быть точной копией другой. Обобщая позиции большинства ученых, можно придти к выводу, что в силу специфики своей политической культуры демократическая Россия будет похожа на латиноамериканские страны, где из-за наследия прежних авторитарных режимов глава государства наделяется широкими властными полномочиями.
Слайд 7Кроме того, существует множество факторов, содержащихся в российской политической культуре, которые затормаживают
процесс демократизации нашей страны. Во-первых, Россия, из-за ее этноконфессионального состава, имеет существенные проблемы в построении демократии по западным стандартам. Хотя во времена Б.Н. Ельцина региональные элиты были способны де-факто лоббировать свои интересы на национальном уровне, состязательный федерализм чуть было не привел к полному распаду государственности в глобальном масштабе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что только при наличии общенациональной гражданской культуры проблема сепаратизма утратила бы какую-либо значимость.
Слайд 8Во-вторых, наиболее сложно прививать демократическую политическую культуру по «западным стандартам» в беднейших
регионах России из-за низких показателей жизни населения. Поэтому над повышением благосостояния наименее имущих граждан и искоренением расслоения должно работать государство. Неравенство опасно для любого общества, так как именно оно приводит к подмене общественной выгоды частной, к взаимной ненависти граждан, их безразличию к общественному благу. В неравенстве лежит корень социального конфликта, что несовместимо со стандартами «западной демократии», где провозглашается так называемое общество «благоденствия».
Слайд 9В-третьих, российская политическая культура достаточно гетерогенна. Об этом свидетельствуют многочисленные акции протеста
декабря 2011 года, когда оппозиционные силы настраивали общество не на постепенное реформирование политического режима, а на существенные и быстрые изменения в структуре политической власти. Это прямо противоречит главному стандарту «западной демократии» - постепенному консенсусному характеру принятия политических решений. В странах запада именно умеренные оппозиционеры режима способны начать либерализацию политической системы, а не «марши миллионов» или иные кампании против правящей партии.
Слайд 10В-четвертых, российская политическая культура далека от стандартов «западной демократии» и в экономическом
плане. Природные ресурсы и рента вкупе мешают России и другим государствам создать эффективную экономику, способную служить фундаментом для демократического политического устройства. Технологичные экономики западных обществ способствуют более разностороннему экономическому росту, который не зависит от колебания цен на энергоресурсы. В результаты социальная база их политических режимов более устойчива перед конъюнктурными вызовами политической реальности.