Слайд 2Фаюмский портрет
Парсуна
Академический
портрет
![Фаюмский портрет Парсуна Академический портрет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-1.jpg)
Слайд 3 Фаюмский портрет
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё
![Фаюмский портрет Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-2.jpg)
название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Слайд 4 Парсуна
Парсу́на (искажённое лат. personа — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в
![Парсуна Парсу́на (искажённое лат. personа — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-3.jpg)
своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Слайд 5Академический портрет
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или
![Академический портрет Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-4.jpg)
воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Слайд 6Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического,
![Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету. Костюмированный портрет — человек представлен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-5.jpg)
мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:
Аллегорический
Мифологический
Исторический
Семейный портрет
Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
Слайд 7Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции,
![Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-6.jpg)
в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определённую трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т. п.
По формату (живописные):
головные (оплечные)
погрудные
поясные
по бедра
поколенные
во весь рост
Слайд 8Лукас Кранах Старший, «Портрет герцогини Сибиллы Клевской», 1526
![Лукас Кранах Старший, «Портрет герцогини Сибиллы Клевской», 1526](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927341/slide-7.jpg)