Слайд 2В договоре сделана оговорка, в соответствии с которой личное неимущественное право исполнителю
предоставляется только в отношении неписанных устных исполнений и исполнений, записанных на фонограммы.
В отношении любых других исполнений личные неимущественные права исполнителей на международном уровне не признаются.
Слайд 3Гражданский кодекс РФ устанавливает следующие виды использования произведений:
воспроизведение;
переработку;
распространение;
публичный показ;
публичное исполнение;
сообщение для всеобщего
сведения;
доведение для всеобщего сведения;
импорт;
прокат.
Слайд 4Следует особо отметить два важных обстоятельства.
Во-первых, не все из перечисленных исключительных прав
предоставляются законодательством на использование любых объектов авторского права или смежных прав.
Например, невозможен прокат передач вещания, не записанных на материальный носитель.
Слайд 5Во-вторых, перечень исключительных прав, предоставляемых законодательством, является исчерпывающим и его нельзя понимать
расширительно.
Таким образом, в отношении тех или иных объектов существуют только те исключительные права, которые прямо признаны в законодательстве. Никакие иные права не могут подразумеваться.
Слайд 6Вопрос 2. Право авторства и право исполнительства
Право авторства — это личное
неимущественное право автора требовать признания своего авторства на свое произведение, т. е. что именно он является автором созданного им произведения.
Слайд 7Важнейшей особенностью права авторства является то, что оно должно соблюдаться при любом
использовании произведения, другими словами, недопустимо использование произведения или его части без указания авторства.
Слайд 8Право авторства является важнейшим личным неимущественным правом.
Право авторства возникает у автора с
момента создания произведения. Для возникновения этого права необходимо, чтобы были выполнены условия правоохранности т. е. объективное существование произведения и его творческий характер.
Слайд 9Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым, т. е. право авторства не только
не может быть отобрано у автора, но и автор не может это право передать кому-либо, в том числе и своим родственникам.
Слайд 10Законодательство РФ с 1993 г. к личному неимущественному праву относит право на
имя.
Право автора на имя — это право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, т. е. анонимно.
Право авторства включает и право на имя. Именно поэтому Бернская конвенция не содержит права на имя.
Слайд 11Право исполнительства — это право исполнителя требовать быть признанным в качестве исполнителя
незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения.
Слайд 12Национальное законодательство предоставляет право исполнительства, как правило, на все виды исполнений без
всяких условий и оговорок.
В Гражданском кодексе РФ исполнитель наделяется правом авторства на свое исполнение
Слайд 13Вопрос 3. Право на защиту репутации
Право автора на защиту репутации — это
личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, включая его название, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации.
Слайд 14Передача исключительного права на переработку произведения не означает предоставления полной свободы переработчику,
поскольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке произведения не искажалось содержание произведения. При этом автор сам решает, подрывает ли его репутацию переработка его произведения или нет.
Слайд 15Право на неприкосновенность произведения означает, что никто не имеет права изменять или
перерабатывать произведения без разрешения автора.
Право на защиту репутации автора является личным имущественным правом. Другими словами, право на защиту репутации и действует даже тогда, когда срок действия права на переработку и неприкосновенность произведения» исчерпан.
Слайд 16Право исполнителя на защиту репутации — это право на защиту незаписанных устных
исполнений или записанных на фонограммы исполнений (включая их названия) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, за исключением тех случаев, когда не предоставление такого права продиктовано характером использования исполнения.
Слайд 17Национальное законодательство предоставляет право на защиту репутации исполнителя на все виды исполнений
без условий и оговорок.
Слайд 18Вопрос 4. Право на воспроизведение
Право на воспроизведение — это исключительное право на
воплощение объекта авторского права или смежных прав в исходной или любой иной форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом.
Слайд 19Формы воспроизведений
1. Репродуцирование — это воспроизведение некоторых объектов авторского права в аналоговой
форме с помощью копировально-множительных и иных устройств.
Если сделана аналоговая копия объекта на бумаге — это репродуцирование, а если сделана цифровая копия, например с помощью сканера, цифрового фотоаппарата — это воспроизведение.
Слайд 202. Обнародование произведения
Под обнародованием произведения понимается любое действие, с помощью которого произведение
становится доступным для всеобщего сведения.
К обнародованию прежде всего относится опубликование произведения. С другой стороны, обнародование произведения — это его воспроизведение.
Право на обнародование отнесено к числу личных неимущественных прав.
Бернская конвенция не содержит права на обнародование
Слайд 213. Отзыв произведения.
В Гражданском кодексе РФ декларируется право автора на отзыв
произведения для отказа от ранее принятого решения об обнародовании.
Бернская конвенция право на отзыв не признает. Более того, такое право вообще не допускалось, поскольку устанавливалось, что согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке.
Слайд 224. Запись исполнений.
Римская конвенция, Соглашение ТРИПС и Договор ВОИС по исполнениям
и фонограммам наделили исполнителей правом на запись незаписанных исполнений. Такое право вводится как отдельное право.
Право на запись исполнений означает, что никто не имеет права записывать любое исполнение без разрешения лиц, которым принадлежит исключительное право на исполнение.
Слайд 23Вопрос 5. Право на переработку
Право на перевод — это исключительное право осуществлять
или разрешать перевод произведения на другие языки. Любое лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя.
Бернская конвенция признает право на перевод.
Любое лицо, которое намерено переработать охраняемое произведение, обязано получить разрешение от автора или иного правообладателя.
Слайд 24Вопрос 6. Право на распространение
Право на распространение — это исключительное право на
введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права или смежных прав.
Исключительное право на распространение предоставляется автору, исполнителю или иным правообладателям.
Слайд 25Исключительное право на распространение означает, что товар, в котором воплощено произведение или
объект смежных прав, может быть введен в гражданский оборот только с разрешения правообладателя.
Право на распространение перестает действовать после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение или объект смежных прав.
Слайд 26Принцип исчерпания права на распространение — после введения в гражданский оборот товара,
в котором воплощены объекты авторского права или смежных прав, для дальнейшего распространения товара не требуется согласия правообладателей этих объектов.
Слайд 27Вопрос 7. Право на публичный показ
Право на публичный показ — это исключительное
право осуществлять или разрешать представление или демонстрацию произведений в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи.
Слайд 28Форма демонстрации произведения зависит от его вида. Для литературных, музыкальных, аудиовизуальных произведений
и произведений искусства способы показа различны и могут требовать тех или иных технических средств.
Право на публичный показ произведения признается исключительным правом автора, которое подразумевает запрет публичного показа произведения
Слайд 29Вопрос 8. Право на публичное исполнение
Право на публичное исполнение — это исключительное
право осуществлять или разрешать воплощение произведения реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи.
Слайд 30Публичное исполнение является одним из наиболее массовых способов использования и распространения многих
видов произведений литературы и искусства.
Слайд 31Особенностью публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели не могут
осуществить свои исключительные права самостоятельно, т. е. не могут заключить договоры со всеми пользователями их произведений, и поэтому права авторов на такие произведения могут оказаться нарушенными.
Слайд 32Вопрос 9. Право на сообщение для всеобщего сведения
Право на сообщение для всеобщего
сведения — это исключительное право осуществлять или разрешать передачу исполнения произведения в эфир или по кабелю, а также воспроизведение передач вещания, фонограмм и аудиовизуальных исполнений.
Слайд 33Бернская конвенция предоставила авторам литературных и художественных произведений право разрешать «передачу своих
произведений в эфир или сообщение для всеобщего сведения этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений».
Слайд 34Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам расширил термин эфирное вещание» на спутниковые
передачи, в том числе кодированные.
Передача по кабелю — это сообщение объектов авторского права или смежных прав для всеобщего сведения посредством передачи по проводам (кабелю).
Права на кабельное вещание пока не установлены в международных договорах.
В национальном законодательстве право на сообщение для всеобщего сведения обычно распространяется и на кабельное вещание.
Слайд 35Вопрос 10. Право на доведение до всеобщего сведения
Доведение до всеобщего сведения, включает
две стадии:
1. размещение объектов в цифровой форме в цифровой среде, т. е. на серверах, персональных компьютерах или иных электронных устройствах, являющихся элементами компьютерных сетей;
2. доступ к размещенным в компьютерной сети объектам любым пользователем компьютерной сети.
Слайд 36Первая фаза представляет собой воспроизведение объектов в электронном средстве, а вторая —
индивидуальный доступ к размещенным в компьютерной сети объектам.
Право на доведение до общего сведения объектов авторского права и некоторых объектов смежных прав в компьютерных сетях введено в Договоре ВОИС по авторскому праву и в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Слайд 37Право на доведение объектов до всеобщего сведения — это исключительное право осуществлять
или разрешать доступ к этим объектам по проводам или с помощью беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Слайд 38Вопрос 11. Право на импорт. Право на прокат.
Право на импорт — это
право разрешать или запрещать импорт товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав.
Право на импорт установлено в Гражданского кодекса РФ, хотя такого права нет ни в одном международном договоре.
Слайд 39Под прокатом понимается предоставление товаров во временное пользование, как правило, на возмездной
основе.
Соглашение ТРИПС, а вслед за ним Договор ВОИС по авторскому праву и Договор по исполнениям и фонограммам подтвердили право на прокат.
Слайд 40Право на прокат — это исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров,
в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав.
Международные нормы устанавливают следующие особенности проката:
1. объектом проката являются товары, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав;
2. право на прокат принадлежит правообладателю даже после введения товара в гражданский оборот;
Слайд 413. право на прокат компьютерных программ, аудиовизуальных произведений и фонограмм применяется только
в том случае, если:
компьютерные программы или фонограммы являются основным объектом проката;
прокат аудиовизуальных произведений или фонограмм приводит к их широкому копированию.
Слайд 42Вопрос 12. Право следования и право доступа
Право следования — это право автора
на долю доходов от публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей.
Слайд 43Предоставление права следования — это попытка учесть интересы художников, скульпторов, других авторов
художественных произведений, которые иногда вынуждены за бесценок продавать свои произведения из-за тяжелого материального положения.
Впоследствии их произведения могут значительно повышаться в цене, однако автор не имеет дополнительных доходов.
Слайд 44Право доступа — это право автора произведения изобразительного искусства требовать от его
собственника возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, например фото- и видеосъемкой.
Слайд 45Право доступа не установлено в международных договорах и существует в законодательстве немногих
стран.
В Рф право доступа признавалось как в раннем законодательстве, так и в ГК.
Введение права доступа делается в интересах автора, который мог продать свое произведение изобразительного искусства без договора и без документа, подтверждающего такую сделку.
Слайд 46Вопрос 13. Срок действия интеллектуальных прав
Личные неимущественные права авторов.
Личные неимущественные права не
передаются иным лицам и имеют ограниченный срок действия после смерти автора.
В большинстве стран личные неимущественные права авторов признаются бессрочными и неотчуждаемыми, т. е. они принадлежат вечно автору, который не может отказаться и передать их иным лицам, в том числе и родственникам. Такая модель охраны личных неимущественных прав авторов использована в ГК РФ.
Слайд 47Личные неимущественные права исполнителей.
Международное призвание личного неимущественного права исполнителей действует с 2002
г., после вступления в силу Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не признает бессрочным личное неимущественное право исполнителей даже для некоторых видов исполнений.
Слайд 48Исключительное авторское право.
В Бернской конвенции установлен минимальный срок охраны исключительного права на
время жизни автора и 70 лет после его смерти.
Дополнение к закону об авторском праве США, принятое в 1998 г. в интересах прежде всего компании Диснея, увеличило срок действия корпоративного исключительного авторского права почти до 100лет.
Слайд 49В соответствии с ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение
всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
Срок действия исключительного права на совместное произведение, созданное авторами, распространяется на жизнь соавторов и на 70 лет после смерти автора, пережившего других соавторов.
Слайд 50Срок охраны анонимного произведения или произведения под псевдонимом составляет 70 лет с
момента:
первого правомерного опубликования произведения;
первого правомерного обнародования произведения, если оно не было опубликовано;
создания произведения, если оно не было опубликовано или иным образом обнародовано.
Срок охраны исключительного права после смерти автора исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Слайд 51Исключительное смежное право.
В международных договорах в области смежных прав установлены следующие сроки
действия исключительных прав субъектов охраны, которые закреплены в законодательстве большинства стран, в том числе и в РФ:
исключительное право исполнителя действует в течение 50 лет с момента исполнения, первой записи исполнения или сообщения для всеобщего сведения;
Слайд 52исключительное право производителя фонограмм действует в течение 50лет после первого обнародования фонограммы
или в течение 50 лет после первой записи фонограммы, если фонограмма не была обнародована в течение этого срока;
исключительное право организации вещания действует в течение 50лет с момента осуществления передачи;
Слайд 53исключительное право производителей инвестиционных баз данных действует в течение 15 лет с
момента создания базы данных с возможностью возобновления срока охраны при любых существенных изменениях содержания базы данных;
исключительное право публикатора действует в течение 25 лет с момента обнародования посмертного произведения.
Слайд 54Ретроактивная охрана.
В Бернской конвенции установлен принцип охраны обратной силы или принцип ретроактивности:
при присоединении страны к Бернскому союзу в ней должны охраняться все произведения, на которые не истек срок охраны в других странах Союза.
Слайд 55Общественное достояние — это материальные и нематериальные объекты и блага, которыми может
свободно пользоваться любой член общества.
К общественному достоянию относятся все объекты интеллектуальной собственности, срок охраны которых истек.
Слайд 56ГК РФ устанавливает, что при истечении срока действия исключительного права любое произведение
переходит в общественное достояние, т. е. может быть свободно использовано с соблюдением личных неимущественных прав авторов. Аналогичные положения существуют и для объектов смежных прав.
Следует особо подчеркнуть, что в отношении баз данных таких положений нет, т. е. подтверждено, что базы данных не переходят в общественное достояние, их охрана признается бессрочной.
Слайд 57Вопрос 14. Ограничения исключительного права
Допустимость ограничений исключительного права на объекты авторского права
и смежных прав устанавливается на основе трехуровневого критерия.
Свободные использования произведений литературы, науки и искусства допускаются как в личных, так и в общественных целях, например: в исследовательских, образовательных.
Слайд 58В личных целях законодательство многих стран разрешает свободное воспроизведение произведений, т. е.
можно сделать как аналоговую, так и цифровую копию произведения или его части.
Однако право личного копирования законодательство ограничивает.
Слайд 59В общественных целях законодательство многих стран допускает свободное воспроизведение правомерно опубликованных произведений
литературы, науки или искусства при некоторых условиях, к которым относятся:
указание автора произведения и источника заимствования;
ограничение объема воспроизведения.
Слайд 60Список разрешенных для свободного использования объектов авторского права, который содержится в законодательстве
стран с переходной экономикой, в том числе РФ:
цитирование отрывков из произведений в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях;
использование отрывков из произведений в качестве иллюстраций учебного характера;
Слайд 61воспроизведение в газетах и сообщение для всеобщего сведения опубликованных в других газетах
и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и другим вопросам;
воспроизведение в газетах и сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных речей, обращений, докладов;
воспроизведение и сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий;
Слайд 62воспроизведение и доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, которые
расположены в местах свободного посещения;
воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых;
воспроизведение произведений для судебного или административного производства;
исполнение произведений при оказании ритуальных услуг.
Слайд 63Допустимость ограничений исключительного смежного права признается в Женевской конвенции об охране производителей
фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм, в Соглашения ТРИПС и в Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, причем в последней статье установлено, что страны могут в своем национальном законодательстве: