Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Б. М. Емельянов определяет правосознание как совокупность представлений и чувств, выражающих
отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права.
Л. И. Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание – отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т. п.».
Слайд 3ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ
1. Правосознание отражает не только наличное состояние общественных отношений, но и
тенденции их развития.
2. Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.
3. Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.
Слайд 4КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание – сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два
компонента:
правовую идеологию (рациональный);
правовую психологию (эмоциональный).
Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).
Слайд 5ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Правовая психология — это отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е.
в виде настроений, переживаний, чувств.
Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».
Слайд 6ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Правовая идеология — это система идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий,
выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку.
По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, так как проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Слайд 9ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Деформация правосознания — это его «искажение», разрушение позитивных идей, убеждений, чувств,
установок и т.п.
Виды деформаций правосознания:
Правовой нигилизм
Правовой идеализм
Правовой инфантилизм
Правовой негативизм
Слайд 10ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
Правовой нигилизм - осознанное отрицание социальной ценности права, основанное на юридическом
невежестве и отсутствии развитых демократических ценностей. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения.
Формы выражения правового нигилизма:
• прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
• массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
• издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
• подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью и т. д.
Слайд 11ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
Правовой идеализм - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении
социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление.
Субъект, обладая необходимыми правовыми знаниями, желает обязательно претворить их в жизнь. Его девиз: «Да свершится правосудие, даже если погибнет мир».
Формы проявления правового идеализма:
• необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания;
• отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания;
• отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.
Слайд 12ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ
Правовой инфантилизм представляет собой незрелость правового сознания, которая обусловлена недостаточностью правовых
знаний, отсутствием у индивида сформированных правовых установок. Данная деформация характеризуется отсутствием у субъекта права потребности в юридической осведомленности, а также готовности поступать в соответствии с четкими правовыми предписаниями.
Будучи непосредственным участником правоотношений, индивид, тем не менее, отстраняется от права, относится к нему безразлично. Наиболее показательный пример — это среднестатистический российский покупатель, тот, который никогда не обращается в магазин (или суд) в соответствии с законодательством о правах потребителей с целью защиты своих прав.
Слайд 13ПРАВОВОЙ НЕГАТИВИЗМ
Правовой негативизм представляет собой отрицание ценности права как универсального социо-нормативного регулятора
общественных отношений. Субъект считает, что в большинстве случаев без правового регулирования вполне можно обойтись, поскольку другие социальные регуляторы (нормы нравственности, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения) являются более эффективными. Кроме того, в рамках данной деформации правосознания само право и правовая система в целом рассматриваются как достаточно спорные социальные институты. Такое скептическое отношение к праву находит свое выражение в пословицах и поговорках: «Закон что дышло — куда повернул, то и вышло», «Закон что столб — перепрыгнуть невозможно, а обойти легко можно», «В суд ногой — в карман рукой» и т. д.