Слайд 2
Первым великим сеятелем духовных зерен, т. е. духовной культуры, христианского
вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на наших землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.
Слайд 3
Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего прославленного деда в
семье одного из младших его сыновей Григория Всеславовича и сестры византийского императора Мануила Комнина и была названа распространённым славянским именем Предслава.
Богатства князей стали определяться не только золотом, но и наличием в княжеских ризницах книг.
Слайд 4 Были, конечно, книги и у полоцких князей. Ещё князь Изяслав, прапрадед
Предславы, по словам летописца, «прилежаша прочитанию» книг. Любовь князя-книжника к чтению передалась и Предславе. «И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке...» – говорит о будущей святой «Житие».
Слайд 5
Родители Предcлавы были по тому времени передовыми, образованными людьми. Ее
отец некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать
также была высокообразованным человеком.
Слайд 6 Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась «по всем
градам» княжества, побуждая многих княжичей искать её руки. Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать её замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала её тётка Романа, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии.
Слайд 7 Но в послушании у тётки она пробыла недолго. Спросив разрешения епископа,
Евфросиния перебралась в церковь Святой Софии, которая, будучи главной церковью княжества, имела библиотеку. В результате подвижнической деятельности просветительницы полоцкая София на протяжении нескольких многих веков была важным центром духовной культуры. Поселившись там в келье-голубце над хорами, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову – списыванию книг.
Слайд 8 Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда
полоцкий епископ Илья предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его.
Небольшая деревянная церковь на погосте, куда пришла Евфросиния с единственной черницей, связками книг и тремя монастырскими хлебами, и стала тем местом, где она основала женский монастырь.
Место первой церкви
Слайд 9 Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на сопротивление родителей,
свою сестру и двух племянниц. Пришла в монастырь и её двоюродная сестра Звенислава. Причём она принесла в дар Святому Спасу «всю свою утварь золотую и ризы многоценны» – девичье приданое, которое, возможно, и стало начальным капиталом для возведения новой церкви.
Слайд 10 Для её строительства был приглашён известный полоцкий мастер Иоанн, поставивший до
этого две церкви в Бельчицах. Но именно церковь Спаса в Сельцах стала лучшим творением мастера, шедевром полоцкой школы зодчества.
Слайд 11 Строительство церкви заняло ровно тридцать недель. Здание церкви, которое сохранилось до
наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой.
Слайд 12 Прподобной Евфросинией был основан Спасо-Преображенский женский монастырь, позже известный как Спасо-Евфросиньевский.
Слайд 13 Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в истории кружок
женщин-просветительниц, местопребыванием которого стал Спасо-Евфросиньевский монастырь в 1,5 верстах от Полоцка.
Слайд 14 Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были объединяющие духовные
символы, общенародные святыни, подобно воинским хоругвям на бранном поле, призывающие к сплочению.
Наверное, об этом думала Евфросиния Полоцкая, заказывая местному мастеру-ювелиру Лазарю Богше в 1161 году большой напрестольный крест.
Слайд 15 Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии – частицы
мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное – был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства.
Слайд 16 И ещё одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой родной город.
Для мужского монастыря она выпросила у византийского императора и константинопольского патриарха одну из трёх икон Богородицы Эфесской, приписываемых евангелисту Луке. Сейчас эта икона после долгих скитаний и смены названий находится в одном из выставочных залов Русского музея в Петербурге
Корсуньская Богоматерь
«Умиление» 453 г.
Слайд 17 Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую землю, которое
она предприняла в уже преклонном возрасте вместе с братом и сестрой. Она хотела умереть в Иерусалиме и заранее простилась с оплакивавшими её полочанами.
Три дня молилась она у Гроба Господня, где оставила золотое кадило и другие дорогие дары. Ей хотелось ещё дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило.
Слайд 18
Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского Богородицкого
монастыря на Святой земле. Впоследствии, в 1187 году, в связи с угрозой штурма Иерусалима воинами ислама её мощи были перенесены в Феодосиеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Русская православная церковь канонизировала Евфросинию Полоцкую в 1547 году.
Слайд 19 Несколько веков спустя святые мощи преподобной были перенесены из Дальних пещер
КиевоПечерской лавры в Спасо-Евфросиньевский монастырь по Высочайшему соизволению императора Николая II (память царственных мучеников 4 июля). Торжество перенесения мощей, с остановками в городах и селах, длилось месяц, с 22 апр. по 22 мая 1910 г. Часть пути, от Орши до Полоцка, мощи чтимой святой несли богомольны на руках.