Слайд 2Социологическая культурология исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в
ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Социология культуры изучает современные тенденции развития культуры, выявляет те процессы, которые происходят в культуре под действием социальных изменений, национальных, этнографических показателей.
Слайд 3Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не
в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания этого направления находится само общество, его структура и социальные институты.
Слайд 4Т.С.Элиот(1888 – 1965)
англо-американский
поэт и критик модернизма.
Под культурой понимал
образ жизни данного
народа,
живущего на одном месте,
т. е. оседло. Проявления этой культуры предстают перед нами в его национальном искусстве, особенностях его социальной системы, его привычках, обычаях и, конечно, религии.
Слайд 5Поскольку человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела,
то и культура есть нечто большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований.
Слайд 6Платон
Н.Макиавелли
Ф.Ницше Теория«элиты»
В.Парето
Слайд 7Элиоту принадлежит заслуга в том, что он подчеркнул значение элитарного подхода не
только в сфере политики, но и в культуре. Подобно своему современнику и соотечественнику Тойнби, Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу. Причем лишь первая из них способна на культурное созидание.
Слайд 8
П.А.Сорокин
Разделяя теорию духовной элиты
как ведущей силы общества,
Сорокин подчеркивал неразрывную
связь процессов, происходящих
в
обществе, с общим развитием культуры.
В работе «динамика общества и культуры» (1937 – 1941) и др. он рассматривал историю человечества как смену в разной степени целостных социо-культурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс виделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.
Слайд 9Чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной
и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;
Идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту – Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;
Идеалистический, представляющий некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие – интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».
Слайд 10А. Вебер (1868 – 1958) – немецкий экономист и социолог, автор книги
«Социология истории и культуры» (1927) выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), культурный (творчество, искусство, религия и философия).
Слайд 11Социальный процесс составляет развитие хозяйства, социальных отношений, политики и государства. Цивилизационное развитие
образует наука и техника. Движение культуры происходит через развитие религии, философии и искусства. Основой всякой крупной культуры выступает тип социальной организации.
Слайд 12Динамика социального и цивилизационного процессов служит «основой формирования и дальнейшего движения некоего
третьего — культуры, выражение и характер которой полностью заключены в отдельных исторических образованиях и зависят от их судьбы, опираются на стремление в этих образованиях выразить духовное; и, следовательно, материально-общественный и духовно-цивилизационный «синтез жизни», который в них присутствует, составляет только субстанцию, материал…».
Слайд 13Специфический облик той или иной страны или эпохи А. Вебер связывал, прежде
всего, с культурными факторами, а не с социальными или цивилизационными, которые по существу интернациональны. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.