Слайд 2Композиция, сюжет, фабула
Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет
- последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Слайд 4Этапы развития сюжета
Экспозиция (пролог)
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Послесловие (эпилог)
Слайд 5Экспозиция (пролог)
Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание
основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
- прямая;
- задержанная;
- обратная.
Слайд 6«Ромео и Джульетта»
В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки
с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви.
Слайд 7Завязка
Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного
произведения.
Типы завязок:
- мотивированная;
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
Место завязки в литературном произведении:
- в начале;
- в конце.
Слайд 8Н.В.Гоголь «
Завязка в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» - приезд Чичикова
в губернский город.
Слайд 9Развитие действия
События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных
линий; постепенное нарастание конфликта.
Слайд 10Развитие действия
Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей,
в котором тот называет себя сумасшедшим.
Слайд 11Кульминация
Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется
сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
Слайд 12Кульминация
Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После
бала"
Слайд 13Развязка
Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных
в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации
Слайд 14Развязка
Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение"
Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Слайд 15Эпилог
Заключительная часть произведения.
Типы эпилогов:
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо
обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий).
Слайд 16Эпилог
Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого -
изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.