Содержание
- 2. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА? Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о
- 3. Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При
- 4. Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды.
- 5. Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической. Напомним, что гносеология
- 6. СВОБОДА является лишь одной стороной, характеризующей СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИНДИВИДА Она не может являться абсолютной, поскольку индивид
- 7. Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. По
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в
значительной степени о свободе от эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.
Слайд 3Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает
Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает
нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономический, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Слайд 4Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения,
Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения,
идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах и в обществоведческой литературе именуется "свободой совести". Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое звучание, обычно при его употреблении имеется в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную либо атеистическую пропаганду.
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Слайд 5Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой
Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой
гносеологической. Напомним, что гносеология есть теория познания, и, таким образом, гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. В литературе нередко встречается идущее от Гегеля положение, согласно которому "свобода есть осознанная необходимость", причем зачастую оно трактуется расширительно, распространяется на все грани свободы, а не только на свободу гносеологическую. И тогда мы попадаем в царство нонсенса. Скажем, человек находится в совершенно невыносимых политических условиях, но если он осознал их как необходимость - он... свободен? Впрочем, можно вспомнить, что в ключе подобного нонсенса ведут свое доказательство представители некоторых уже рассмотренных философских течений, например, экзистенциалисты.
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Слайд 6СВОБОДА
является лишь одной стороной, характеризующей СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИНДИВИДА
Она не может являться абсолютной,
СВОБОДА
является лишь одной стороной, характеризующей СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИНДИВИДА
Она не может являться абсолютной,
поскольку индивид не Робинзон: он живет в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть "притерта" к свободе других индивидов, коррелироваться с ними.
Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы.
Так, в Декларации Организации Объединенных Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов.
Законодательством многих стран запрещена пропаганда расовой и национальной неприязни, а тем более ненависти; преследуется деятельность изуверских религиозных сект, способных нанести вред физическому и психическому здоровью верующих.
Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы.
Так, в Декларации Организации Объединенных Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов.
Законодательством многих стран запрещена пропаганда расовой и национальной неприязни, а тем более ненависти; преследуется деятельность изуверских религиозных сект, способных нанести вред физическому и психическому здоровью верующих.
Слайд 7
Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков
Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков
фокусируется в проблеме отчуждения. По
сути дела идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора", исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии. Заметим, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т.д.
СВОБОДА В ФИЛОСОФИИ