Презентация "Русская архитектура в X-н. XIII.в" - скачать презентации по МХК

Содержание

Слайд 2

Европейцы называли Русь «Градарики»- страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в

Европейцы называли Русь «Градарики»- страна городов. Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими
Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.

Развитие городов.

Торжок. Гравюра.
16 века.

Слайд 3

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.

Развитие городов.

Горожане были грамотными

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы. Развитие городов. Горожане были грамотными
людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.

План Киева
в сер. 12 века.

Слайд 4

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые
ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.

Развитие городов.

Золотые ворота во
Владимире.
Реконструкция.

Слайд 5

Архитектура.Живопись.

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья.

Архитектура.Живопись. Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже
Хоромы состояли из 6-7 помещений.

Типичный вид
боярских хором.

Слайд 6

В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей.
На 1-м этаже

В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м
располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал.
Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Архитектура. Живопись.

Княжеские хоромы
в Чернигове.
Реконструкция.

Слайд 7

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов. От
периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Архитектура. Живопись.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 8

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
XI – XIV веков

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ XI – XIV веков

Слайд 9

« И разъдрася вся русская земля»
из летописи

«В Ростовской земле –
князь в

« И разъдрася вся русская земля» из летописи «В Ростовской земле –
каждом селе».

В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо
15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.

Слайд 10

- Архитектура
Великого Новгорода - Архитектура
и Пскова Владимиро -
Суздальского

- Архитектура Великого Новгорода - Архитектура и Пскова Владимиро - Суздальского княжества
княжества

Слайд 11

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
мощь, монументальность
Невысокие, крепкие
Пяти- или одноглавые
Вместо закомар скатное перекрытие
Украшения: ниши, арки,

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ мощь, монументальность Невысокие, крепкие Пяти- или одноглавые Вместо закомар скатное
кресты, розетки
Арки и треугольники на барабанах

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
- Храмы стали выше и стройнее
- Стены более тонкие и лёгкие
вместо скромных украшений
богатая каменная резьба на стенах
- Аркатурный пояс
- Вытянутые барабаны

Слайд 12

Новгородская архитектурная школа

Новгородская архитектурная школа

Слайд 13

«ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД» - ПРИЕМНИК КИЕВА

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045

«ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД» - ПРИЕМНИК КИЕВА Софийский собор в Новгороде, построен в
-1050 году по велению князя Владимира Ярославича

XI век – эпоха «трёх Софий».

Три собора - София Киевская,
София Новгородская и
София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя

Слайд 14

Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.

Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.
Репрезентативный княжеский храм, городской собор
Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита.
Внутри расписан фресками

Слайд 15

В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи.

В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи.
Один из них -

Построен в 1119 г.
Архитектор Петр:
«…а мастер трудился Пётр» /из летописи/
заказчик кн. Всеволод
плинфа, известняковая плита
Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор.
Внутри расписан фресками, которые частично сохранились

Собор св.Георгия
в Юрьевом монастыре

Слайд 16

С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей.

С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей.

Их объединяют общие черты новгородского стиля:
Одноглавые
Невысокие
Небольшие в объёме,
трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие

Спаса на Ильине улице,
1374г.

Церковь Симеона
в Зверином монастыре

Церковь Федора
Стратилата на Ручью
1360 – 1361гг.

Слайд 17

фигурные ниши

розетки-углубления,

крестики из кирпича,

на барабанах
маленькие арки

Треугольники на барабанах

Украшения новгородских храмов

фигурные ниши розетки-углубления, крестики из кирпича, на барабанах маленькие арки Треугольники на барабанах Украшения новгородских храмов

Слайд 18

Церковь Рождества Христова на Кладбище

Церковь Параскевы Пятницы
на Торгу

Строительный материал -

Церковь Рождества Христова на Кладбище Церковь Параскевы Пятницы на Торгу Строительный материал
Валуны, кирпич, волховская известняковая плита

Слайд 19

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал
новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»
И.Э. Грабарь

Слайд 20

Владимирская архитектурная школа

Владимирская архитектурная школа

Слайд 21

ХРАМЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
Каждый князь-правитель в

ХРАМЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ В XII веке на Руси сложились отдельные княжества. Каждый
своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.
Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля.

Храмы строили трёхнефные, одноглавые
Пропорции вытянутые, а храмы более высокие
Использовали белый камень
богато украшали стены

Золотые ворота во Владимире

Слайд 22

Спасо-Преображенский собор
в Переяславле-Залесском
1152-1157
Строили мастера из Галича
Строился как крепостной бастион
Имеет

Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157 Строили мастера из Галича Строился как крепостной
форму куба, осевая симметрия
Одноглавый, четырёхстолпный
Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами
Под куполом зубчатые украшения – «городки»
Узкие окна-бойницы
Храм-богатырь

Слайд 23

Церковь Покрова-на-Нерли

1165г.
заказал Князь Андрей Боголюбский.
Обетный храм, посвящен памяти сына Изяслава
крестовокупольный,

Церковь Покрова-на-Нерли 1165г. заказал Князь Андрей Боголюбский. Обетный храм, посвящен памяти сына
четырёхстолпный, небольших размеров
лёгкий, изящный, белокаменный
на фасаде – пилястры, переходящие в полукруглые
закомары
Луковичная глава на высоком барабане украшена рельефами

Слайд 24

Каменные рельефы Церкви Покрова на Нерли
«каменное слово в похвалу князю»

Каменные рельефы Церкви Покрова на Нерли «каменное слово в похвалу князю»

Слайд 25

Дмитриевский собор во Владимире

1194-1197
строил князь
Всеволод Большое Гнездо
Домовая церковь при великокняжеском

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 строил князь Всеволод Большое Гнездо Домовая церковь
дворце
крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый.
богатейшая кружевная резьба по всей поверхности стен
Аркатурный пояс

Слайд 27

В основе рельефа – традиции русской деревянной резьбы, сказочные персонажи: львы, драконы,

В основе рельефа – традиции русской деревянной резьбы, сказочные персонажи: львы, драконы,
барсы, олени, зайцы, грифоны и павлины. В закомарах – сюжетные сцены. На западном фасаде – евангелисты, Богоматерь, царь Давид.

На барабане – медальоны с изображением святых

Слайд 28

Успенский собор во Владимире

1158-1160
Заказал князь
Андрей Боголюбский, а перестроил князь

Успенский собор во Владимире 1158-1160 Заказал князь Андрей Боголюбский, а перестроил князь
Всеволод Большое Гнездо.

Высота 32 метра – самый высокий храм на Руси
Крестовокупольный, шестистолпный, трехапсидный, одноглавый.
белый камень
Украшен аркатурным поясом

Слайд 29

Архитектура Пскова

Архитектура Пскова