Принятие христианства. Церковная организация и юрисдикция

Слайд 2

ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЮРИСДИКЦИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ ЦЕРКОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЮРИСДИКЦИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА РУСИ

ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЮРИСДИКЦИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ ЦЕРКОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЮРИСДИКЦИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ
ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ. ДУХОВЕНСТВО ДЕЛИЛОСЬ НА "ЧЕРНОЕ" (МОНАШЕСКОЕ) И "БЕЛОЕ" (ПРИХОДСКОЕ). ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ЦЕНТРАМИ СТАЛИ ЕПАРХИИ, ПРИХОДЫ И МОНАСТЫРИ. ЦЕРКОВЬ ПОЛУЧИЛА ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ, НАСЕЛЕННЫХ ДЕРЕВЕНЬ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУДА ПО СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННОЙ ЮРИСДИКЦИИ (ВСЕ ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ "ЦЕРКОВНЫХ ЛЮДЕЙ", ДЕЛА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ, БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ВОПРОСЫ). ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАНИМАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСЬЮ В 988 Г. СТАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ШАГОМ В РАЗВИТИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЭТО СПОСОБСТВОВАЛО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕДИНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАМЕНИВШЕЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕСТНЫЕ КУЛЬТЫ. НЕТ СОМНЕНИЙ, УСКОРИЛАСЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО СЛОЯ, ГРУППИРОВАВШЕГОСЯ ВОКРУГ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА МЕСТАХ. РУССКАЯ ЗНАТЬ ОТНЫНЕ МОГЛА ОПИРАТЬСЯ И НА ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНЫ, ПОЗАИМСТВОВАННЫЕ В ВИЗАНТИИ И ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ К МЕСТНЫМ ТРАДИЦИЯМ. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВОЗНИКНОВЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА РУСИ. С XI В. ПОЯВЛЯЮТСЯ ЭЛЕМЕНТЫ БОЯРСКОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ЗЕМЛЯХ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВИ В ЦЕЛОМ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЦЕРКОВЬ СУЩЕСТВОВАЛА ЗА СЧЕТ ДЕСЯТИНЫ ОТ КНЯЖЕСКИХ ДОХОДОВ, КАК ОПРЕДЕЛИЛ ЕЩЕ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ОГРОМНУЮ РОЛЬ СЫГРАЛО ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПИСЬМЕННОСТИ И ЛИТЕРАТУРЫ. С ПОМОЩЬЮ УЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА О ЕДИНОМ БОГЕ, ОСВЯЩАЮЩЕМ ВЛАСТЬ ОДНОГО ГОСУДАРЯ, ВЛАДИМИРОМ БЫЛА УКРЕПЛЕНА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ И НЕОБЫЧАЙНО ПОДНЯВШИЙСЯ УЖЕ ПРИ ВЛАДИМИРЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРЕСТИЖ КИЕВА.

Слайд 3

“СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ”

В середине XI века священником березовской великокняжеской церкви,

“СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ” В середине XI века священником березовской великокняжеской
(ставшим в 1051 г. митрополитом) Илларионом в “Слове о законе и благодати” на основе православных принципов веры была изложена государственно-идеологическая концепция Древней Руси. Она стала обоснованием места Руси в мировой истории, о связи русской церкви и русской государственности с “первым”, но не со “вторым” Римом. (Илларион сравнивает Владимира I с римскими апостолами и развивает идею о самостоятельности решения Владимира крестить Русь.) Такая религиозно-государственная концепция давала на ключевые запросы развивающейся русской государственности.

Слайд 11

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

«включение» Руси в орбиту византийской государственности
Объединение племен Восточно-европейской равнины с

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА «включение» Руси в орбиту византийской государственности Объединение племен Восточно-европейской
другими христианскими племенами и народностями
ликвидация язычества
Духовное развитие человека
Распространение письменности(летописания)
Возникновение иконописи, фресковой живописи

Слайд 12

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ

Все церковно - судебные дела подразделялись на три разряда :
дела

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ Все церковно - судебные дела подразделялись на три разряда
греховные без элементов преступного деяния;
дела греховно-преступные;
все дела духовных лиц, судимые церковной властью.

Слайд 13

КВИЗ (QUIZ)

1) В каком труде была изложена государственно-идеологическая концепция Древней Руси?
2) Какие

КВИЗ (QUIZ) 1) В каком труде была изложена государственно-идеологическая концепция Древней Руси?
плоды принесло принятие христианства?
3) Что такое Номоканон?
4) На какие разряды подразделялись церковно-судебные дела?