Программирование как средство развития мышления для формирования жизненных компетенций

Содержание

Слайд 2

Изучение основ алгоритмизации и программирования направлено на развитие алгоритмического и логического

Изучение основ алгоритмизации и программирования направлено на развитие алгоритмического и логического мышления
мышления учащихся, на формирование таких фундаментальных знаний как модель, моделирование, компьютерный эксперимент.
Это, в свою очередь, ставит курс информатики в один ряд с естественнонаучными дисциплинами, такими как физика и математика.

Слайд 3

Развитие познавательной активности старшеклассников на уроках информатики.


В условиях становления информационного

Развитие познавательной активности старшеклассников на уроках информатики. В условиях становления информационного общества
общества учебный процесс рассматривается как средство развития учеников.
Главная задача школы состоит в том, чтобы не только давать знания, а и создать стойкую мотивацию к обучению, побуждать учеников к самообразованию, связанной с развитием их творческого и критического мышления.

Слайд 4

Cистемы обучения

Традиционная система обучения нацеливает учебную среду на линейную модель:
Знание

Cистемы обучения Традиционная система обучения нацеливает учебную среду на линейную модель: Знание
— декомпозиция — обучение — синтез — знание — контроль
Вместе с тем, во многих случаях, в особенности в прикладных предметных областях, целесообразно использовать нелинейные модели, где обучение происходит по схеме:
Цель — задача — исследование (познание) — знание — контроль

Слайд 5

Развитию мышления старшеклассников отводится значительное внимание, поскольку согласно психологическим исследованиям в

Развитию мышления старшеклассников отводится значительное внимание, поскольку согласно психологическим исследованиям в этом
этом возрасте у них:
формируется активная жизненная позиция;
становится более сознательной отношение к выбору будущей профессии;
резко возрастает потребность в контроле и самоконтроле;
мышление становится более абстрактным, глубоким, разносторонним;
возникает потребность в интеллектуальной деятельности;
возрастает значимость процесса обучения, его целей, задач, форм и методов;
изменяется мотивация обучения, трансформируется соотношение оценки и самооценки.

Слайд 6

Новые информационные технологии не раскрывают в полной мере своего учебного потенциала

Новые информационные технологии не раскрывают в полной мере своего учебного потенциала в
в традиционной образовательной системе, где доминируют дидактические линейные технологии передачи готовых знаний, поскольку стремительный рост информационных потоков объективно не разрешает полностью реализовать принцип передачи всех накопленных знаний в процессе обучения. В связи с этим информационные технологии направляются на нелинейную структуризацию учебного процесса, которая создает условия для развития у учеников умений и навыков постановки задач, моделирование, оптимизации, принятия решений в условиях неопределенности, умение самостоятельно приобретать знания.

Слайд 7

К нелинейным технологиям принадлежат:
компьютерное моделирование как основной метод познания;
учебно-проектная деятельность;
мультимедиа и телекоммуникационные

К нелинейным технологиям принадлежат: компьютерное моделирование как основной метод познания; учебно-проектная деятельность;
технологии;
информационное моделирование;
тестирование;
семинары, конференции, олимпиады, турниры и т.п.

Слайд 8

Развитие умственных способностей учеников средствами информатики

Информатика имеет огромные возможности для умственного

Развитие умственных способностей учеников средствами информатики Информатика имеет огромные возможности для умственного
развития учеников благодаря исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Она, рядом с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности.
Полученные в обучении информатики знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни.
Любой умственный процесс начинается только тогда, когда возникает проблемная ситуация. Далеко не каждый человек готов к решению проблемной ситуации. Большинство действуют по штампам, по готовым рецептам «типичного решения», поэтому теряются там, где нужны самостоятельное соображение и решение.

Слайд 9

Развивать мышление учеников можно средствами любого из разделов информатики, но наибольший

Развивать мышление учеников можно средствами любого из разделов информатики, но наибольший потенциал
потенциал для этого имеет раздел «Основы алгоритмизации и программирования».
Если ученик учится программировать, процесс обучения изменяется, он становится более активным и направляется самим учеником. Технология решения задачи на компьютере - это не только составление программы и получение загрузочного модуля, а и формирование модели, составление алгоритма, отладка программы, ее тестирование. Опыт работы со школьниками показывает, что трудности возникают на разных этапах работы с программой. Именно в процессе преодоления этих трудностей у учеников и вырабатываются привычки критического мышления.

Слайд 10

Наиболее типичные ошибки на начальном этапе это:
неправильное определение типа переменных;
ошибки

Наиболее типичные ошибки на начальном этапе это: неправильное определение типа переменных; ошибки
в операторах.
На этом этапе тяжело не только приучить школьников писать без ошибок текст программы, а и правильно интерпретировать ошибки, которые выдает компилятор. Если компилятор выдает предупреждение об ошибке, ученик вынужден анализировать и исправлять ее.
Таким образом, возникает проблемная ситуация, в процессе решения которой вырабатываются привычки критического мышления.
Чем больше ошибок ученик исправит самостоятельно, тем лучшее запомнит данную конструкцию и в дальнейшем не будет ошибаться.
В связи с этим учитель может подбирать такие задачи, которые бы провоцировали возникновение проблемных ситуаций.

Слайд 11

Пример 1

Написать программу для нахождения среднего арифметического трех целых чисел.
prоgram

Пример 1 Написать программу для нахождения среднего арифметического трех целых чисел. prоgram
seredne;
vаr а, b, с, d: іnteger;
bеgіn
writeln('введите три целого числа');
геаd1n(а, b, с);
а:=(а+b+с)/3;
writeln ('среднее =’,d);
еnd.
Ошибка в описании типа переменных

Слайд 12

Пример 2

По данным трех сторон найти площадь треугольника.
рrogram plocha;
vаr

Пример 2 По данным трех сторон найти площадь треугольника. рrogram plocha; vаr
а, b, с: іntеgеr; р, s: геаl;
bеgin
writeln('введите трех числа’);
геаd (а, b, с);
р:= (а+b+с)/2;
s:= sqrt(р*(р-а)*(р-b)*(р-с));
wrіteln('s=', s);
епd.
Может возникнуть ошибка из-за попытки найти корень из отрицательного числа.

Слайд 13

Пример 3

Найти значение функции Y(х) для заданного х
х —12, если

Пример 3 Найти значение функции Y(х) для заданного х х —12, если
х > 0
У(х)= 5, если х = 0,
x² , в другом случае.
Во время написания данной программы школьники часто неправильно определяют функцию:
if x>0 then у:=х-12;
if х=0 then y:=5 еlse y:=х*х;
Фрагмент программы в таком виде не дает правильный ответ при значениях х>0.
Правильный фрагмент программы:
if x>0 then у:=х-12 else
if х=0 then y:=5 еlse y:=х*х;

Слайд 14

Пример 4

Найти факториал заданного целого числа n.
(n! = 1*2*...*n)

Пример 4 Найти факториал заданного целого числа n. (n! = 1*2*...*n) Рrogram
Рrogram factorial;
var a,n,b: іnteger;
begin
writeln(‘введите заданное число’);
readln (n);
b:=1;
fоr а:=1 tо n dо
b:=b*а;
writeln ('n! =‘, b);
еnd.
Ошибка при использовании для переменной, которая подсчитывает факториал числа, тип іnteger
Замена типа іnteger на тип 1оngint разрешает получить правильный ответ задачи.

Слайд 15

Пример 5

Номер троллейбусного билета задается шестизначным числом. Определить количество «счастливых» билетов (билет

Пример 5 Номер троллейбусного билета задается шестизначным числом. Определить количество «счастливых» билетов
«счастливый»,если сумма первых трех цифр номера равняется сумме последних трех цифр).
Рrоgrаm bylet;
vаг а,b,с,d,е,f: іnteger; k,i:1ongint;
Веgin
к:=0;
for i:=0 to 999999 do
begin
а:=і div 100000; f:=і div10; е:=i div 100 mod 10;
d:=i div 1000 mod 10; b:=i div 10000 mod 10;
if a+b+с=d+е+f then k:=k+1;
end;
writeln ('количество счастливых = ', k);
end.
Правильный ответ для этой задачи также выходит за рамки диапазона типа іnteger, и если во время написания программы описать переменную k как целую, то снова получится в результате отрицательное число.

Слайд 16

Мышление учеников можно успешно развивать средствами информатики, для этого учитель должен:
приучать

Мышление учеников можно успешно развивать средствами информатики, для этого учитель должен: приучать
учеников делать анализ задачи;
учиться самостоятельно находить и
исправлять ошибки;
проводить полное тестирование
программы.
Очень эффективным для развития критического мышления является подбор задач, которые приводят к возникновению проблемных ситуаций, но они должны использоваться после усвоения простых задач.

Слайд 17

Урок систематизации знаний, закрепления практических навыков программирования в среде Turbo-Pascal.

Тема: Составление программ

Урок систематизации знаний, закрепления практических навыков программирования в среде Turbo-Pascal. Тема: Составление
со структурными операторами в среде Turbo-Pascal.
Цель: 1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков работы со структурными операторами.
2.Совершенствование навыков программирования со структурными операторами в среде Turbo-Pascal.
3. Воспитание у учащихся таких качеств как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение.

Слайд 18

I. Актуализация основных знаний учащихся по теме: «Составление программ со структурными операторами

I. Актуализация основных знаний учащихся по теме: «Составление программ со структурными операторами в среде Turbo-Pascal»
в среде Turbo-Pascal»

Слайд 19

1. С помощью лото-карточек повторение основных операторов и понятий языка, необходимых для

1. С помощью лото-карточек повторение основных операторов и понятий языка, необходимых для
составления программ по данной теме в среде Turbo-Pascal.

Слайд 20

2.Учитель зачитывает вопросы, учащиеся вписывают его номер в правильный ответ на лото-карточке.

2.Учитель зачитывает вопросы, учащиеся вписывают его номер в правильный ответ на лото-карточке.
(Всего 15 вопросов, максимальное количество баллов –3).

Вопросы для заполнения лото-карточки.
1. Начало и конец тела программы.
2.Целочисленный тип.
3.Оператор записи, позволяющий переводить курсор к началу следующей строки.
4.Процедура модуля CRT, очищающая экран монитора.
5.Зарезервированное слово, с которого начинается программа.
6.Оператор присваивания.
7.Составной оператор.
8.Подключение модуля дополнительных возможностей текстового редактора.
9.Функция модуля CRT, позволяющая проанализировать результаты программы до возврата в режим редактирования.
10.Оператор чтения.
11.Оператор выбора.
12.Условный оператор.
13.Вещественный тип.
14.Раздел описания переменных.
15.Оператор записи, позволяющий выводить значения в одной строке.

Слайд 21

3.Учащиеся осуществляют самопроверку (карточка с правильными ответами предоставляется учителем).

3.Учащиеся осуществляют самопроверку (карточка с правильными ответами предоставляется учителем).

Слайд 22

II. Решение задач на доске и в тетрадях

1.Даны длины катетов

II. Решение задач на доске и в тетрадях 1.Даны длины катетов 2-х
2-х прямоугольных треугольников a,b и c,d соответственно. Определить являются ли эти треугольники подобными. (геометрия)
Program podobie;
var a,b,c,d,p:real;
begin
writeln('введите катеты a,b,c,d');
readln(a,b,c,d);
if a>b then begin p:=a;a:=b;b:=p;end;
if c>d then begin p:=c;c:=d;d:=p;end;
if (a/c)=(b/d) then writeln('подобные')
else writeln('неподобные');
end.

Слайд 23

2.В лаборатории, анализируя сплав железа на содержание углерода, сожгли образец сплава

2.В лаборатории, анализируя сплав железа на содержание углерода, сожгли образец сплава массой
массой 100г. Ввести теоретическую массу углекислого газа Х для вычисления массовой доли углерода Y в сплаве, по которой необходимо определить чугун это или сталь. Известно, что молекулярная масса 1 моля углекислого газа составляет 44г/моль, а углерода – 12г/моль. (химия)
{в 44г CO2 - 12г C
Xг CO2 - Yг C Составим пропорцию: y=(x*12)/44 }
program splav;
var x,y:real;
begin
writeln('введите массу углекислого газа');
readln(x);
y:=(x*12)/44;
if y>=1.7 then writeln('чугун')
else writeln('сталь');
end.

Слайд 24

3.Вычислить силу тяжести через:
массу m;
плотность p и объем v;
плотность p, площадь s

3.Вычислить силу тяжести через: массу m; плотность p и объем v; плотность
и высоту h. (физика)
program fizika ;
var f,m,s,h,g,p,v:real;n:integer;
begin
g:=10; writeln('вычислить силу тяжести через');
writeln('1-массу m');
writeln('2-плотность p и объем v');
writeln('3-плотность p,площадь s и высоту h');
writeln('введите номер'); readln(n);
case n of
1:begin
writeln('введите m'); readln(m); f:=m*g; writeln('f=',f:3:2);
end;
2:begin
writeln('введите p,v'); readln(p,v); f:=p*g*v; writeln('f=',f:3:2);
end;
3:begin
writeln('введите p,h,s'); readln(p,h,s); f:=p*g*h*s; writeln('f=',f:3:2);
end;
else writeln('неверно задан номер');
end;
end.

Слайд 25

III. Учащиеся творчески применяют знания, умения и навыки во время самостоятельного решения

III. Учащиеся творчески применяют знания, умения и навыки во время самостоятельного решения
задач на компьютере

Вариант №1
1.Тело массой m1 полностью погруженное в жидкость вытесняет массу m2 этой жидкости. Определить тело утонет, всплывет или будет плавать в жидкости. (физика)(1б)
2.Даны два действительных числа c,b. Вычислить: (алгебра)(2б)
3.Вычислить относительную плотность газа по молекулярной массе:
1) водорода(2); 2) воздуха(29); 3) гелия(4). (химия) (3б)
4.Составить программу вычисления площади равностороннего треугольника через:
1) его сторону a;
2) радиус вписанной окружности r;
3) радиус описанной окружности R1. (геометрия) (3б)

Слайд 26

Вариант №1 физика

program fizika1;
var m1,m2:real;
begin
writeln('введите массу тела');
readln(m1);
writeln('введите массу вытесненной

Вариант №1 физика program fizika1; var m1,m2:real; begin writeln('введите массу тела'); readln(m1);
воды');
readln(m2);
if m1>m2 then writeln('тело утонет');
if m1 if m1=m2 then writeln('тело плавает в воде');
end.

Слайд 27

Вариант №1 алгебра

program algebra1;
var c,b,y:real;
begin
writeln('введите числа с и b');
readln(c,b);
if

Вариант №1 алгебра program algebra1; var c,b,y:real; begin writeln('введите числа с и
(sqr(c)*c+sqr(b)-2)<>0
then
begin
y:=(b-5)/(sqr(c)*c+sqr(c)-2);
writeln('y=',y:0:3);
end
else
writeln('вычисление невозможно-деление на ноль');
end.

Слайд 28

Вариант №1 химия

program ximiya1;
var m,d:real;
n:integer;
begin
writeln('относит.плотность по молек.массе');
writeln('1-водорода');
writeln('2-воздуха');
writeln('3-гелия');
writeln('введите

Вариант №1 химия program ximiya1; var m,d:real; n:integer; begin writeln('относит.плотность по молек.массе');
молек.массу данного газа');
readln(m);
writeln('введите номер');
readln(n);
case n of
1:d:=m/2;
2:d:=m/29;
3:d:=m/4 end; writeln('относит.плотность=',d:0:3);
end;
end.

Слайд 29

Вариант №1 геометрия

program geometr1;
var a,r,R1,S:real; n:integer;
begin
writeln('вычислить S тр-ка через');
writeln('1-сторону

Вариант №1 геометрия program geometr1; var a,r,R1,S:real; n:integer; begin writeln('вычислить S тр-ка
a');
writeln('2-радиус впис.окр.r');
writeln('3-радиус опис.окр.R1');
writeln('введите номер');
readln(n);
case n of
1:begin
write('введите сторону а='); readln(a); S:=(sqrt(3)*sqr(a))/4;
end;
2:begin
write('введите радиус впис.окр.r=');readln(r); S:=3*sqrt(3)*sqr(r);
end;
3:begin
write('введите радиус опис.окр.R1=');readln(R1); S:=(3*sqrt(3)*sqr(R1))/4;
end;
end;
writeln('S=',S:0:3);
end.

Слайд 30

Вариант №2
1.Определить как ведет себя тело в воде в зависимости от величины

Вариант №2 1.Определить как ведет себя тело в воде в зависимости от
силы Архимеда и силы тяжести. (физика) (1б)
2.Дано два действительных числа х, y.
Вычислить: (алгебра) (2б)
3.Вычислить сколько нужно взять воды для получения 500 г. серной кислоты:
10% раствора; 2)20% раствора; 3)30% раствора. (химия) (3б)
4.Составить программу вычисления площади квадрата через:
1) его сторону a;
2) радиус вписанной окружности r;
3) радиус описанной окружности R1. (геометрия) (3б)

Слайд 31

Вариант №2 физика

program fizika2;
var fa,ft:real;
begin
writeln('введите силу Архимеда');
readln(fa);
writeln('введите силу тяжести');

Вариант №2 физика program fizika2; var fa,ft:real; begin writeln('введите силу Архимеда'); readln(fa);
readln(ft);
if fa if fa>ft then writeln('тело всплывет');
if fa=ft then writeln('тело плавает в воде');
end.

Слайд 32

Вариант №2 алгебра

program algebra2;
var x,y,z:real;
begin
writeln('введите числа x и y');
readln(x,y);
if

Вариант №2 алгебра program algebra2; var x,y,z:real; begin writeln('введите числа x и
((sqr(x)-sqr(y))<>0) and ((sqr(x)*x+x+0.5)>0)
then
begin
z:=sqrt(sqr(x)*x+x+0.5)/(sqr(x)-sqr(y));
writeln('z=',z:0:3);
end
else
writeln('вычисление невозможно');
end.

Слайд 33

Вариант №2 химия

program ximiya2;
var y:real; n:integer;
begin
writeln('количество воды для 500 г. серной

Вариант №2 химия program ximiya2; var y:real; n:integer; begin writeln('количество воды для
к-ты');
writeln('1-10% р-ра');
writeln('2-20% р-ра');
writeln('3-30% р-ра');
writeln('введите номер');
readln(n);
case n of
1:y:=500-(500*10)/100;
2:y:=500-(500*20)/100;
3:y:=500-(500*30)/100;
end;
writeln('нужно ',y:0:3,'г. воды');
end.

Слайд 34

Вариант №2 геометрия

program geometr2;
var a,r,R1,S:real; n:integer;
begin
writeln('вычислить S квадрата через');
writeln('1-сторону a');

Вариант №2 геометрия program geometr2; var a,r,R1,S:real; n:integer; begin writeln('вычислить S квадрата
writeln('2-радиус впис.окр.r');
writeln('3-радиус опис.окр.R1');
writeln('введите номер');
readln(n);
case n of
1:begin
write('введите сторону а='); readln(a);S:=sqr(a);
end;
2:begin
write('введите радиус впис.окр.r='); readln(r); S:=4*sqr(r);
end;
3:begin
write('введите радиус опис.окр.R1='); readln(R1); S:=2*sqr(R1);
end;
end;
writeln('S=',S:0:3);
end.
Имя файла: Программирование-как-средство-развития-мышления-для-формирования-жизненных-компетенций.pptx
Количество просмотров: 164
Количество скачиваний: 0