Слайд 2 Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров не только украшают наш
быт, в них живет душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.
Слайд 3Торжок- город мастеров
Искусству торжокских золотошвей более 700 лет. В те отдаленные времена торговый город
на Тверце — Торжок — привлекал купцов-иностранцев, привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу — ткани, достойные золотой вышивки.
Золотошвеи расшивали одежду для особ императорских фамилий.
Слайд 4Руками торжокских мастериц было расшито золотом и серебром бальное платье для Екатерины II, а когда
понадобилось вышивать порфиру для коронации Александра II, из Торжка в Петербург были привезены 30 лучших мастериц.
Слайд 5По преданию, очарованная этим искусством Екатерина II повелела собрать со всех губерний отменнейших незамужних красавиц,
поселить их в Торжке и обучить рукоделию, дабы прекрасное создавалось руками прекрасных же дев.
Слайд 6Побывав в Торжке, А. С. Пушкин писал В. Ф. Вяземскому: «Получала ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка? ...Ах,
каламбур! Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как оденет мои поясы».
Слайд 7 Сегодня на торжокской золотошвейной фабрике наряду с выставочными работами вышивают дамские
сумочки из бархата и замши, головные уборы, декоративные подушки, брошки, пояса. Орнаментальные мотивы старинного золотного шитья сочетаются с растительным и геометрическим орнаментом
Слайд 8Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, , салфетки, оригинальные
украшения сувенирные изделия — закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Слайд 9Виртуальная экскурсия по музею
Слайд 10Глиняная игрушка Торжка
Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще
всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.
Слайд 11 Игрушки отличались лаконичной выразительной формой, иногда, украшались мелким вдавленным рисунком. Среди
них традиционные кони, всадники, животные, птицы, уточки, петушки, курочки.
Слайд 12Торжокская игрушка
Гончарный промысел в г. Торжке возник в давно. Вначале гончары
лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки- свистульки. А в 1975 году мастера организовали цех по изготовлению игрушки. Птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами(точки, капельки, овалы).
Слайд 13В Торжке воссоздан промысел глиняной расписной игрушки. Яркие, нарядные свистульки с так
называемыми «налепами», - петушки, курочки. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.
Слайд 14Резьба по дереву
В Тверском крае исстари употреблялись различного назначения изделия, вырезанные из
дерева. Это была и деревянная посуда, пряничные доски, прялки, веретёна, а также различные обереги и игрушки.
Слайд 17Деревянная тверская игрушка
Поделки из дерева – один из традиционных промыслов мастеров
нашего региона. Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, узнаваемые
сюжеты сказок.
Слайд 18 Продукция выпускается из дерева на токарной основе с выжиганием контура рисунка
и ручной росписью.
Слайд 19Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, узнаваемые
сюжеты сказок.
Слайд 21Тверская вышивка
Испокон веку славилась Тверская земля своими мастерами с ярким, самобытным искусством.
Коллектив предприятия «Тверские узоры» бережно хранит и умело развивает традиции прошлого. Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки.
Слайд 22Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная
гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки
Слайд 23Калязинские кружева
Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение,
очевидно, позже, чем вышивка.
Слайд 24Калязинские кружева
В Калязине, который называли «городом крахмала и кружев» этим промыслом
занимались с 1654 года. Удивительны и таинственны Калязинские кружева. Здесь и резные листья, и декоративные цветки, и птицы-павы. Все это можно увидеть в узорах шали, скатерти, воротничка, манжет.
Слайд 25Старинные и современные узоры, прочность и красота изделий Калязинских кружевниц, привлекают к
ним внимание.
Слайд 26Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на
царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
Слайд 27В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на
коклюшки —круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Слайд 28Вышневолоцкое стекло «завод Красный Май»
Стекло…Этот чудесный материал сопровождает нас всю жизнь. В
1895 году завод был основан купцом А.В. Болотиным. Слава о болотинском стекле гремела и во времена советской власти. Многими изделиями прославились местные мастера. И даже рубиновые звезды для башен Кремля изготавливали на этом заводе.
Слайд 29Вазы, посуда, сувениры, изделия из сульфидного стекла поражают своей красотой. Изделия могут
быть теплых и холодных тонов, с симметричным и ассиметричным рисунком, напоминающем растительный или геометрический узор.
Слайд 32Конаковский фаянсовый завод
Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина находится в г. Конаково.
Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика) из привозного сырья. Конаковский фаянсовый завод основан в 1809 А.Ауэрбахом. В 1870 куплен М. С. Кузнецовым у А. А. Ауэрбаха.
Слайд 34Среди изделий выделяется мелкая тарелка с нарядной, расположенной не только по бортику,
но и на зеркале живописью Орнамент, нанесенный по ее борту, построен на чередовании мелких полевых цветов, ромашек, пышных роз, листочков разных форм и размеров.
Слайд 35Для того чтобы рисунок плотной каймой стелился по краю, просветы между более
крупными элементами (цветами, листьями) заполнены изящными, упруго закрученными усиками, невесомыми тычинками, травками, точками. Роспись выполнена от руки черной и синей надглазурной краской