Пропедевтика. Выразительно-графические свойства композиции (точка, линия, пятно)

Содержание

Слайд 2

ТЕМА 1 ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ (ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО)

ТЕМА 1 ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ (ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО)

Слайд 3

ТОЧКА

Точка Точка – простейший элемент визуального дизайна. Она не имеет направления по

ТОЧКА Точка Точка – простейший элемент визуального дизайна. Она не имеет направления
вертикали и горизонтали. Среди других изобразительных средств точка статична. Она служит в качестве фокуса изображения, выделяя важную информацию или притягивая к ней внимание. Даже если на чистом листе бумаги присутствует только одна точка, одна метка, наш мозг непременно старается придать этому какое-то значение, пытается найти какую-нибудь связь или закономерность, либо использовать эту точку в качестве отправной. Если точек две, глаз немедленно пытается их «соединить» и создает воображаемую линию между ними. Если точек три, неизбежно наше сознание рисует треугольник; сознание достраивает то, чего нет. Это невольное соединение точек называется группировкой или гештальтом (gestalt). Множество точек способно воспроизвести качество тона, цвета, его переходы и смешения (например картины пуантилистов Синьяка и Сёра).

22.10.2021

Слайд 4

ПЯТНО

Увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами. С

ПЯТНО Увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами.
использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Пятна могут быть геометрическими или аморфными. Основные формы пятна это квадрат, треугольник, круг и «амёба»(бесформенное пятно). 
Точки или пятна можно эффективно использовать в изображениях: Подчеркнуть ключевую идею. Привлечь внимание. Представить более сложный объект или идею, но при этом сохранить чистоту и упрощенность изображения.

22.10.2021

Слайд 5

ЛИНИЯ

Линия, в отличие от замкнутых и статичных точки и пятна, является изображением

ЛИНИЯ Линия, в отличие от замкнутых и статичных точки и пятна, является
движения. В этом смысле она – антипод точке, но и порождение её: ведь линия – это след движения точки. Линии по-разному динамичны. Прямая – равномерна и императивна, кривая – свободна и гибка. Благодаря изменениям своей толщины, линия создаёт волнообразные движения плоскости, на которой она начертана. Линия может то погружаться вглубь, то выйти наружу, то подчиниться фону, то победить его. Она обладает эмоциональным воздействием, может быть жесткой и однозначной, прерывистой и трепетной. Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища. Линия – праматерь искусства, её исконное назначение – абрис контура формы. И это главное конструктивное качество линии. Она может быть использована и иначе: линии, перечеркивающие друг друга, получают способность передавать цветотональные характеристики или, сопровождая собой направления формы, «лепят» объем. Линии можно сочетать с другими линиями и создавать текстуры и узоры.
Выразительные свойства линии  Определенные расположения линий несут в себе определенное значение. Например, каллиграфия – это искусство представления слов. Оценить каллиграфическую работу можно даже в том случае, если вы не понимаете самих слов. Каллиграфические изображения часто используются современными художниками только просто потому, что они содержат в себе некие таинственные послания на неизвестном языке. Линии на картах четко распознаются как символические обозначения места. Местом может быть как окружение по соседству, так и весь мир. Это может быть либо тщательная схема-план, либо стилизованная диаграмма, как например, схема метро. В других случая, линии выступают как средство, позволяющее определить взаимоотношение/связь между местами; например, на схеме «как пройти отсюда туда».

22.10.2021

Слайд 6

Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся

Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле,
относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.  Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Они кажутся устремленными бесконечно в небо, за пределы сознания человека. Их часто используют в общественных зданиях, от соборов до офисов корпораций. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием.  Диагональные линии создают ощущение движения или направленности, оживляют изображение. Поскольку объекты, расположенные диагонально, для человека кажутся нестабильными по отношению к линии силы притяжения (так как не расположены ни вертикально ни горизонтально), они как бы стремятся упасть, или уже находятся в движении падения. В двухмерных композициях диагонали часто используются для создания глубины, иллюзии перспективы, которая затем вызывает у смотрящего иллюзию пространства, в котором можно двигаться. Таким образом, если необходимо создать ощущение движения, скорости, или активности, следует использовать диагональные линии. Сочетание горизонтальных и вертикальных линий передает ощущение стабильности и прочности. Прямоугольные формы кажутся стабильными по отношению к силе притяжения, и не «стремятся» перевернуться. Эта стабильность создает чувство постоянности, надежности и безопасности.  Глубокие, острые кривые, с другой стороны, предполагают смятение, волнение, и даже безумие. Мы их встречаем в волнах шторма, в запутанных нитях клубка, в беспорядочных потоках людской толпы. Кривые линии имею и другие значения. Мягкие, неглубокие кривые предполагают комфорт, безопасность, понятность, расслабление. Они напоминают кривые линии человеческого тела, и, следовательно, приятны для глаз.Качество линии само по себе тоже является визуальным языком. Использование качества линии настолько распространенный прием, что мы все очень тонко это чувствуем. Даже не имея художественного образования, мы можем почерпнуть многое по тому, какие линии используются в рисунке. Качество линии само по себе свидетельствует о собственно духе произведения. А для настоящего художника-мастера, качество линии – это средство выражения его стиля.  

22.10.2021

Слайд 7

ПРИМЕР АВТОРСКИХ РАБОТ (ТОЧКА)

22.10.2021

ПРИМЕР АВТОРСКИХ РАБОТ (ТОЧКА) 22.10.2021

Слайд 8

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 9

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 10

ПРИМЕР АВТОРСКИХ РАБОТ (ПЯТНО)

22.10.2021

ПРИМЕР АВТОРСКИХ РАБОТ (ПЯТНО) 22.10.2021

Слайд 11

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 12

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 13

ПРИМЕР АВТОРСКИХ РАБОТ (ЛИНИЯ)

22.10.2021

ПРИМЕР АВТОРСКИХ РАБОТ (ЛИНИЯ) 22.10.2021

Слайд 14

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 15

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 16

Задание 1:
Симметрия, асимметрия

22.10.2021

Задание 1: Симметрия, асимметрия 22.10.2021

Слайд 17

СИММЕТРИЯ

это наиболее очевидный и простой способ достичь композиционного равновесия. Симметрия прослеживается во

СИММЕТРИЯ это наиболее очевидный и простой способ достичь композиционного равновесия. Симметрия прослеживается
всем: в природе, в строении человеческого тела, в предметах повседневной жизни.
Симметричный баланс возникает, когда ваша композиция имеет одинаковый визуальный вес на каждой стороне оси. Представьте себе идеальные зеркальные изображения, смотрящие друг на друга вокруг центральной оси. Этот тип баланса вызывает грациозность и простоту. На это приятно смотреть, но и очень предсказуемо.
Существует три основных вида симметричной композиции: • Зеркальная; • Осевая; • Винтовая.

22.10.2021

Слайд 18

ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ

Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по

ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси,
центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости.

22.10.2021

Слайд 19

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ

Осевая симметрия типична для объёмной формы, имеющей центральную, как правило вертикальную ось

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ Осевая симметрия типична для объёмной формы, имеющей центральную, как правило
симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично-осевая форма – цилиндр.

22.10.2021

Слайд 20

ВИНТОВАЯ СИММЕТРИЯ

Винтовая симметрия характерна для объёмной формы, имеющей ту же центральную ось

ВИНТОВАЯ СИММЕТРИЯ Винтовая симметрия характерна для объёмной формы, имеющей ту же центральную
и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный её пример – форма, подобная форме раковины.

22.10.2021

Слайд 21

АСИММЕТРИЯ

 отсутствие или нарушение симметричного расположения элементов композиции. Единство, целостность является целью построения

АСИММЕТРИЯ отсутствие или нарушение симметричного расположения элементов композиции. Единство, целостность является целью
асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия. Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.

22.10.2021

Слайд 22

ПРИМЕРЫ АВТОРСКИХ РАБОТ (СИММЕТРИЯ)

22.10.2021

ПРИМЕРЫ АВТОРСКИХ РАБОТ (СИММЕТРИЯ) 22.10.2021

Слайд 23

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 24

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 25

ПРИМЕРЫ АВТОРСКИХ РАБОТ (АСИММЕТРИЯ)

22.10.2021

ПРИМЕРЫ АВТОРСКИХ РАБОТ (АСИММЕТРИЯ) 22.10.2021

Слайд 26

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 27

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 28

СИММЕТРИЯ (ТОЧКА)

22.10.2021

СИММЕТРИЯ (ТОЧКА) 22.10.2021

Слайд 29

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 30

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 31

СИММЕТРИЯ (ПЯТНО)

22.10.2021

СИММЕТРИЯ (ПЯТНО) 22.10.2021

Слайд 32

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 33

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 34

СИММЕТРИЯ (ЛИНИЯ)

22.10.2021

СИММЕТРИЯ (ЛИНИЯ) 22.10.2021

Слайд 35

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 36

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 37

АСИММЕТРИЯ (ТОЧКА)

22.10.2021

АСИММЕТРИЯ (ТОЧКА) 22.10.2021

Слайд 38

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 39

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 40

АСИММЕТРИЯ (ПЯТНО)

22.10.2021

АСИММЕТРИЯ (ПЯТНО) 22.10.2021

Слайд 41

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 42

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 43

АСИММЕТРИЯ (ЛИНИЯ)

22.10.2021

АСИММЕТРИЯ (ЛИНИЯ) 22.10.2021

Слайд 44

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 45

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 46

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (СИММЕТРИЯ, ТОЧКА)

22.10.2021

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (СИММЕТРИЯ, ТОЧКА) 22.10.2021

Слайд 47

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 48

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (СИММЕТРИЯ, ПЯТНО)

22.10.2021

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (СИММЕТРИЯ, ПЯТНО) 22.10.2021

Слайд 49

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 50

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (СИММЕТРИЯ, ЛИНИЯ)

22.10.2021

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (СИММЕТРИЯ, ЛИНИЯ) 22.10.2021

Слайд 51

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 52

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (АСИММЕТРИЯ, ТОЧКА)

22.10.2021

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (АСИММЕТРИЯ, ТОЧКА) 22.10.2021

Слайд 53

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 54

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (АСИММЕТРИЯ, ПЯТНО)

22.10.2021

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (АСИММЕТРИЯ, ПЯТНО) 22.10.2021

Слайд 55

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 56

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (АСИММЕТРИЯ, ЛИНИЯ)

22.10.2021

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ (АСИММЕТРИЯ, ЛИНИЯ) 22.10.2021

Слайд 57

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 58

Задание 2:
Статика, динамика

22.10.2021

Задание 2: Статика, динамика 22.10.2021

Слайд 59

СТАТИКА

Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность,

СТАТИКА Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно
устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много.

22.10.2021

Слайд 60

«ДВИЖЕНИЕ» ИЛИ ДИНАМИКА

 Движение или динамика.       Очень интересная и очень объемная тема. Что мы

«ДВИЖЕНИЕ» ИЛИ ДИНАМИКА Движение или динамика. Очень интересная и очень объемная тема.
подразумеваем под словом «движение»? Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .       И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать. Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

22.10.2021

Слайд 61

Движение в пейзаже.       Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по

Движение в пейзаже. Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе,
диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.       Движение в натюрморте.       Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.       Движение в сюжетной композиции.       Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

22.10.2021

Слайд 62

СТАТИКА (ТОЧКА)

22.10.2021

СТАТИКА (ТОЧКА) 22.10.2021

Слайд 63

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 64

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 65

СТАТИКА (ПЯТНО)

22.10.2021

СТАТИКА (ПЯТНО) 22.10.2021

Слайд 66

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 67

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 68

СТАТИКА (ЛИНИЯ)

22.10.2021

СТАТИКА (ЛИНИЯ) 22.10.2021

Слайд 69

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 70

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 71

Задание 3:
Визуальное взаимодействие линии и формы (эмоции, образ)

22.10.2021

Задание 3: Визуальное взаимодействие линии и формы (эмоции, образ) 22.10.2021

Слайд 72

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 73

22.10.2021

22.10.2021

Слайд 74

22.10.2021

22.10.2021
Имя файла: Пропедевтика.-Выразительно-графические-свойства-композиции-(точка,-линия,-пятно).pptx
Количество просмотров: 119
Количество скачиваний: 3