Слайд 2Новый материал: Хронотоп
Хронотоп – понятие, введенное в гуманитарные науки М.М.Бахтиным и означающее художественное пространство и
![Новый материал: Хронотоп Хронотоп – понятие, введенное в гуманитарные науки М.М.Бахтиным и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-1.jpg)
художественное время, взятые в их взаимодействии друг с другом. Фактически это основные координаты, образующие художественный мир текста искусства.
Кинематографическое пространство основано на трех величинах: пространстве, в котором расположены снимаемые объекты; пространстве, где находятся зрители; плоскости экрана. Единство этих трех величин представляет собой динамическую систему. Переход с общего плана изображения на крупный уже видоизменяет их единство. Пространство из глубинного, как правило, трансформируется в плоскостное. При этом изменяется пространственное положение зрителя: точка зрения «со стороны» сменяется точкой зрения «изнутри» изображаемой сцены.
Слайд 5Художественное пространство
Художественное пространство кадра строится по модели реального мира (приближаясь к нему или,
![Художественное пространство Художественное пространство кадра строится по модели реального мира (приближаясь к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-4.jpg)
наоборот, отталкиваясь, т.е. в определенном смысле тоже становясь ментальной моделью этой реальности). При этом пространство кадра подвижно, а кроме того, зрительское сознание сочетает смежные кадры в единое пространство и эти факторы позволяют расширять это пространство и за рамки кадра.
Закадровое пространство оказывается не менее семиотически значимым, чем внутрикадровое, а кадры, в свою очередь, сливаясь в нашем сознании, способствуют созданию связного, геометрически непротиворечивого пространства.
Слайд 6Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»
![Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-5.jpg)
Слайд 7Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»
![Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-6.jpg)
Слайд 8Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»
![Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-7.jpg)
Слайд 9Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»
![Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-8.jpg)
Слайд 10Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»
![Художественное пространство фильма «Человек – амфибия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-9.jpg)
Слайд 11Художественное пространство
При этом такое пространство может по своим характеристикам сильно отличаться от
![Художественное пространство При этом такое пространство может по своим характеристикам сильно отличаться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-10.jpg)
реального мира, но если его устройство останется логически непротиворечивым, то зритель воспримет это как должное; с другой стороны, нарушение логических связей этого пространства дает сильный эстетический эффект.
Помимо предметной обстановки кадра, художественное пространство образуется с помощью диалога – ситуации, когда одни элементы способны и воздействовать на другие элементы, и изменяться сами под их воздействием.
Слайд 12Время
Время является одним из самых важных выразительных средств кинематографа. Однако стоит несколько
![Время Время является одним из самых важных выразительных средств кинематографа. Однако стоит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-11.jpg)
расширить это понятие, так как есть несколько аспектов времени в фильме, которые очень тесно связаны между собой. Но не все они одинаково очевидны.
Например, зрителями легко осознается историческое время, фигурирующее в картине, и время жизни персонажей, но в случае исторического времени аудитория осознает лишь маркеры эпохи (при этом зрителю порой очень важны взаимосоответствия этих маркеров), а не «цвет времени» и его структуру — то есть фактическую, а не чувственную сторону.
Слайд 13Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»
![Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-12.jpg)
Слайд 14Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»
![Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-13.jpg)
Слайд 15Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»
![Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1052273/slide-14.jpg)