Слайд 3Безусловен и очевиден тот факт, что техника лежит в основе культуры. Человек
обязан ей своим становлением. Технические устройства не возникают на пустом месте и представляют собой не просто фактор исторического развития человеческой цивилизации, но и придают жизни человека определенного рода «организацию», которая меняет его самого.
Слайд 4Действительно, человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться
сам. При этом он стал основоположником принципиально нового объективного процесса - культурного, когда получил возможность «функционировать» наряду с природой и в большой степени при помощи «технической оснащенности» дистанцироваться от природы.
Слайд 5Смысл техники состоит в освобождении от власти природы и придании «техническим манипуляциям»
полезности для человека.
Слайд 6Кроме того, техническое устройство - инструмент целесообразной деятельности человека. Гегель писал: «Средство
есть объект, находящийся на стороне цели и содержащий ее деятельность». И вследствие этого техника не только явление культуры, но и мера культурного развития общества.
Слайд 7Прогрессируя, техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых
усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада.
Слайд 8Современная цивилизация и культура все в большей степени зависит от таких глобальных
универсальных процессов как темпы технологических изменений в обществе и его «самоподдерживающегося» технологического роста.
Слайд 9Реальной основой появления «постиндустриального общества» является происшедшая во второй половине XX века в ряде
развитых стран структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, быстрое и интенсивное развитие «индустрии знаний», компьютеризация и появление разветвленных информационных систем.
Слайд 10Техника представляет собой сложный, целостный, динамичный и в тоже время противоречивый феномен
современной цивилизации.
Слайд 11Научно-технический прогресс кардинально изменяет культурное пространство цивилизации, то есть происходит трансформация современных
социальных систем в новое системное образование и, безусловно через трансформацию культурных ценностей, идеалов современного общества.
Слайд 12Каждое общество и каждая культура, безусловно, стремятся установить набор смысловых значений, посредством
которых люди могут определять свое отношение к миру и затем эти значения определяют набор целей, к осуществлению которых люди стремятся.
Слайд 13Набор значений и целеполаганий, как индивидных, так и групповых имеются и в
постиндустриальном обществе. Каковы же отличительные признаки постиндустриального общества и культурных трансформаций происходящих в нем?
Слайд 14По мнению автора концепции деидеологизации и постиндустриального общества американского социолога и политолога
Д. Белла отличительными признаками постиндустриального общества следует считать:
Слайд 15· переход от производства товаров к экономике обслуживания, при том что данный
процесс производства вещей не есть простой «прорыв» к производству услуг. Эти услуги ориентированы на развитие таких сфер жизнедеятельности людей, как образование и управление;
Слайд 16· занятие господствующего положения в управлении обществом группой технократов и больших ученых.
При этом возрастает роль теоретического знания, которая определит и положение ученого как центральной фигуры такого общества;
Слайд 17· появление новой элиты, основанной на знании и образовании, а не на
собственности или политической власти. Происходят изменения в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и «технического» класса;