Разговор с современником

Содержание

Слайд 2

Художник,  композитор,  писатель 
создают  свои  произведения 
в  надежде на  то,  что  они 

Художник, композитор, писатель создают свои произведения в надежде на то, что они
будут 
интересны людям. 
История  искусств  знает  много 
примеров  обращения  художника 
к  современникам  и  потомкам со страстным  призывом  к  благоразумию, 
добру, справедливости.

Слайд 3

Великий  русский  иконописец 
Андрей  Рублев 
(около 1340/1350 — 1430)
оставил людям замечательную икону 

Великий русский иконописец Андрей Рублев (около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную
«Троица»,  слава  о  которой 
гремит  по  всему  миру.
Эта  икона  была  написана  Рублевым для  Троицкого собора  Троице-Сергиевой  Лавры  в  память 
о  ее  великом  основателе 
Сергии  Радонежском  и  в  похвалу 
своему  учителю. 

Слайд 4

Эта  икона  была  написана  Рублевым 
для  Троицкого собора  Троице - Сергиевой  Лавры 

Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице - Сергиевой Лавры

в  память  о  ее  великом  основателе 
Сергии  Радонежском  и  в  похвалу  своему  учителю. 
Именно  признательность  этому святому, 
удивительно  цельному  и  преданному  своим  идеалам человеку,  заставила  художника  продолжить 
в  искусстве  дело  жизни  преподобного  Сергия  — борьбу  за  единение  Руси,  которую  подвижник 
вел мирным  средством —убеждением. 
В  то  жестокое  время  Сергий  Радонежский 
с  помощью  слова,  иносказания,  притчи  затрагивал 
самые  сокровенные  чувства людей, 
примирял  враждующих между  собой  князей, объединял  их,  предрекал  победу  над  общим  врагом.
Его  любили  и  почитали  в  народе.

Слайд 5

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и
прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века.
Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Слайд 6

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия
Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью.
Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».
Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками.
Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса.
Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Троицкий собор

Слайд 7

Троица.1420-е.
Яичная темпера.

На  иконе  изображены  три ангела, 
пришедшие,  согласно  ветхозаветному
преданию,  к  старцу 

Троица.1420-е. Яичная темпера. На иконе изображены три ангела, пришедшие, согласно ветхозаветному преданию,
Аврааму  и его 
жене  Сарре  сообщить  им  о  том,  что 
у  них  родится  долгожданный  сын. 
Авраам  гостеприимно  усадил юношей 
за  стол  под  знаменитым Мамврийским  дубом и  приготовил  им 
угощение —  тельца,  голова  которого символически лежит в чаше посредине 
стола, напоминающего  своей  формой 
древний  жертвенник.

Слайд 8

В  центре  композиции  Бог  Сын,  печально  благословляющий  чашу  и  глядящий  так, 
словно 

В центре композиции Бог Сын, печально благословляющий чашу и глядящий так, словно
видит  в ней, как в  зеркале, свое отражение.
Бог Отец и Бог Дух Святой  тихо  и  сосредоточенно  наблюдают  эту  сцену. Круговая  композиция  объединяет фигуры.
И  это  говорит о  том, что,  как ни  тяжела жертва,  которую  должен принести  Иисус 
Христос,  они  идут  на  нее  ради  великой  цели —  спасения  людей. 
Так  Андрей  Рублев  с  помощью  иносказания  призывает  князей  объединиться ради  великой  цели —  свободы  Родины.
Религиозный  праздник  Святой  Троицы —  праздник торжества победы Бога над  злом — обращен к будущему. 
Бог  указывал  человеку  свой  замысел  о  нем,  о  его пути.
Весна,  лето,  вечный природный  круг  соединились  в этом празднике как  знак и  символ не  только природы, но  и  духовной  судьбы  самого  человечества  и  заповеданного 
ему  совершенствования.

Слайд 9

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом
для бесчисленных копий
и воспроизведений.
Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична
и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон
на религиозные сюжеты.
Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными.
Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно
назвать ни одного его произведения.
Осталось лишь имя, да и то знали его
только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы,
не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

К. Худяков. Андрей Рублев:
этюд к портрету-реконструкции.

Слайд 10

Новоспасский монастырь. Андрей Рублев.

Памятник Андрею Рублеву
во Владимире.

Новоспасский монастырь. Андрей Рублев. Памятник Андрею Рублеву во Владимире.
Имя файла: Разговор-с-современником.pptx
Количество просмотров: 526
Количество скачиваний: 5