Развитие Древнерусской иконописи

Содержание

Слайд 2

Оглавление

1.История иконописи
2.Характерные особенности иконописи
3.Школы иконописи
4.Иконописцы
5.Вывод

Оглавление 1.История иконописи 2.Характерные особенности иконописи 3.Школы иконописи 4.Иконописцы 5.Вывод

Слайд 3

Стилистические особенности иконописи

используются «обратная перспектива»;
события происходят в различное время и в разных

Стилистические особенности иконописи используются «обратная перспектива»; события происходят в различное время и
местах;
персонажи изображаются в определенных позах и одеждах;
нет определенного источника освещения;
стилизуются пропорции человеческого тела;
используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.

Слайд 4

История иконописи

История иконописи

Слайд 5

Фаюмкий портрет

Фаюмкий портрет

Слайд 6

Византийская школа

Византийская школа

Слайд 7

Основные эпохи

Доиконоборческая эпоха
Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются 6 веком. Ранние

Основные эпохи Доиконоборческая эпоха Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются 6
иконы 6-7 веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику.
Иконоборческий период
В период иконоборчества в 730—843 гг.
Македонский период
Характерен повышенный интерес к классическому античному наследию.
Комниновский период
Произведения этого времени достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа.
12 – 13 век
На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм.
Палеологовский период
Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные формы.

Слайд 8

Символика цвета в иконе

золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога

Символика цвета в иконе золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние
– символ вечности;
пурпурный или багряный - это цвет царя, владыки, величия;
красный - это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, пролитая кровь за людей И.Х.;
белый цвет - символ святости, нравственная чистота;
синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира, где обитают ангелы и сам господь;
зеленый цвет – символ жизни, весны , юности;
коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного;
черный цвет - цвет зла и смерти.

Слайд 9

Этапы изготовление икон
изготовление «ковчега»;
«паволока»;
«левкас»;
рисунок будущей иконы;
позолота площадей;
прописка фона и одежды – доличное

Этапы изготовление икон изготовление «ковчега»; «паволока»; «левкас»; рисунок будущей иконы; позолота площадей;
письмо;
заполняются контуры ликов – личное письмо;
обводка контуров рисунка;
охренение ликов;
«пробелка»;
«оживка»;
выполнение подписи;
«олифа» защитный слой.

Слайд 10

Изображение Иисуса

Пантократор

«Спас Вседержитель»- поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием

Изображение Иисуса Пантократор «Спас Вседержитель»- поясное изображение Иисуса Христа в левой руке
– знаком принесенного им в мир учения – и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращения к этому миру благословения.

Слайд 11

«Спас Нерукотворный»

Предание о том, как Христос избавил властителя города Эдессы по имени

«Спас Нерукотворный» Предание о том, как Христос избавил властителя города Эдессы по
Авгарь от проказы. Авгарь уверовал в то, что он излечится, увидев лик проповедника по имени Иисус, и послал он Ананию сделать Его портрет.

Но это оказалось трудным заданием. Иисус же, увидев страдания художника, омыл лицо и отер его полотенцем-убрусом. И произошло чудо: лик Спасителя, вписанный крестчатый нимб, чудесным образом запечатлелся на полотне.

Слайд 12

Спас Златые Власы

Ангел златые власы

Спас Златые Власы Ангел златые власы

Слайд 13

Богоматерь Одигидрия

Богоматерь Владимирская

Изображение Богоматери с младенцем на левой руке. Оба они садят

Богоматерь Одигидрия Богоматерь Владимирская Изображение Богоматери с младенцем на левой руке. Оба
прямо, правая рука матери указывает на сына. Этот жест - символ пути ко Христу и через него- к вечному спасанию.

Слайд 14

Богоматерь Умиление

Икона передающая нежность матери и сына. Они изображены прильнувшие друг к

Богоматерь Умиление Икона передающая нежность матери и сына. Они изображены прильнувшие друг
другу – щека к щеке. Любовь, отраженная на иконе, соединят земное и небесное, божественное и человеческое начало.

Слайд 15

Богоматерь Знамение

Богоматерь Знамение

Слайд 16

Образ Богоматери, олицетворяющий заступницу Мира и одновременно ежедневную молитву христианской церкви. Богоматерь

Образ Богоматери, олицетворяющий заступницу Мира и одновременно ежедневную молитву христианской церкви. Богоматерь
оранта изображается в тунике, перехваченной поясом. Голова поверх чепца прикрыта большим длинным мафорием; ранняя иконография предполагает орарь, одетый на шею.

Богоматерь Оранта

Слайд 17

Отечество

На престоле в белых одеждах старец- Бог Саваоф, на коленах которого Христос

Отечество На престоле в белых одеждах старец- Бог Саваоф, на коленах которого
в образе отрока; Дух Святой представлен белым голубем в лучах, исходящий из уст Саваофа, или окруженным сферой, которую держит Отрок-Христос.

Слайд 18

Святые войны

Георгий, чудо о змие

Чудо Георгия о змие в житии

Святые войны Георгий, чудо о змие Чудо Георгия о змие в житии

Слайд 19

Святой Николай Мирликийский

Николай Мирликийский

Николай с житием

Святой Николай Мирликийский Николай Мирликийский Николай с житием

Слайд 20

Основные школы

Расцвет русской иконописи в начале 15 века. Преподобный Андрей Рублёв и

Основные школы Расцвет русской иконописи в начале 15 века. Преподобный Андрей Рублёв
его современники
Новгородская школа.
Псковская школа.
Другие иконописные центры: Тверь, Ростов, Суздаль и т. д.
2 половина 15 века. Дионисий.
16 век.
После Дионисия. Грозненское время. Мастерские митрополита Макария. Новые иконографии.
Конец 16 века. Годуновская школа. Строгановские иконы.
17 век.
Возрождение прежних традиций после смутного времени. Масштабы художественных работ.
2 половина 17 века. Появление новых художественных форм. Ориентация на европейское искусство. Симон Ушаков. Иконопись старообрядцев.
Иконопись петровского времени и синодального периода.
Византийская школа

Слайд 21

Новгородская школа

Страшный суд

Богоматерь Знамение

Новгородская школа Страшный суд Богоматерь Знамение

Слайд 22

Святитель Николай

Святитель Николай

Слайд 23

Архангел гавриил

Чудо Георгия о змие

Архангел гавриил Чудо Георгия о змие

Слайд 24

Псковская школа

Борис и Глеб на конях

Иоанн Лествичник,
Георгий и Власий

Псковская школа Борис и Глеб на конях Иоанн Лествичник, Георгий и Власий

Слайд 25

Школы Ростова, Ярославля и Владимира

Толгская Первая

Богородица Страстная

Школы Ростова, Ярославля и Владимира Толгская Первая Богородица Страстная

Слайд 26

Ростово – суздальская школа

Чудо Георгия о змие

Архангел гавриил

Ростово – суздальская школа Чудо Георгия о змие Архангел гавриил

Слайд 27

Годуновская школа

Годуновская школа

Слайд 28

Строгановская школа

Никифор Савин

Богоматерь

Строгановская школа Никифор Савин Богоматерь

Слайд 29

Феофан Грек

Феофан Грек ок. 1340 – ок. 1410 знаменитый византийский живописец, много

Феофан Грек Феофан Грек ок. 1340 – ок. 1410 знаменитый византийский живописец,
лет проживший на Руси. Образы изографии Феофана Грека внешне суровы, замкнуты. Апостолы и святые сосредоточены на молитве, заняты огромной и сложной духовной работой.

Слайд 30

Успение Богоматери

Донская икона Божией Матери

Успение Богоматери Донская икона Божией Матери

Слайд 31

Андрей Рублёв

Андрей Рублев ок. 1360 – ок. 1430 гениальный русский живописец,

Андрей Рублёв Андрей Рублев ок. 1360 – ок. 1430 гениальный русский живописец,
создатель многих фресок и икон. Своими работами он заложил основу московской художественной школы, которая на несколько веков стала ведущей в русском искусстве.
Использует лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

Троица Андрей Рублев

Слайд 32

Благовещение

Рождество Христово

Благовещение Рождество Христово

Слайд 33

Дионисий

Дионисий ок. 1440 – ок. 1505 выдающийся живописец второй половины 15

Дионисий Дионисий ок. 1440 – ок. 1505 выдающийся живописец второй половины 15
– начала 16 века. В отличие от Андрея Рублева, он не был монахом. В семье Дионисия умение писать иконы и фрески передавалось по наследству.
Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок,легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Распятие

Слайд 35

Симон Фёдорович Ушаков

Ушаков Симон Фёдорович (1626 – 1686-88) – царский изограф, живописец

Симон Фёдорович Ушаков Ушаков Симон Фёдорович (1626 – 1686-88) – царский изограф,
и график. Он создал целую школу учеников и последователей. Современники высоко ценили его труды: Ушаков был даже удостоен дворянского звания

Тайная вечеря

Имя файла: Развитие-Древнерусской-иконописи.pptx
Количество просмотров: 310
Количество скачиваний: 3