Религии мира. Лекция 2

Содержание

Слайд 2

1.Примитивные верования

Описаны антропологами и этнографами у племён, ведущих первобытный образ жизни.

1.Примитивные верования Описаны антропологами и этнографами у племён, ведущих первобытный образ жизни.

Слайд 3

Формы религиозного познания мира

Тотемизм
Анимизм
Фетишизм

Сродни мифологическому сознанию.

Формы религиозного познания мира Тотемизм Анимизм Фетишизм Сродни мифологическому сознанию.

Слайд 4

2. Древние верования на примере древнеегипетской религии

Ритуальные древнеегипетские артефакты в музейных коллекциях

2. Древние верования на примере древнеегипетской религии Ритуальные древнеегипетские артефакты в музейных коллекциях и их значение.
и их значение.

Слайд 5

Религия и мифология Древнего Египта

Бог Омон Ра (иногда просто Ра).
Бог Осирис, миф

Религия и мифология Древнего Египта Бог Омон Ра (иногда просто Ра). Бог
о поединке Сета и Хора.
Бог Анубис и город Абидос.
Богиня Тофнут и Бог Тот.
Богини Исида и Нефтида.
Четыре сына бога Хора.
Вероотступничество Аменхотепа IV , сменившего имя на Эхнатон.
Идея воскрешения и культ загробного мира.

Основные сюжеты

Слайд 6

Слева: рельеф с изображением мужчины, опирающегося на посох. Середина III тысячелетия

Слева: рельеф с изображением мужчины, опирающегося на посох. Середина III тысячелетия до
до н.э. Известняк раскрашенный. Высота 49 см, длина 54 см. Справа: туалетная ложечка с резной ручкой в виде букета цветов. XVI век до н.э. Длина 21,7 см.

Ритуальное изображение в фас и в профиль, роль символа глаза в религиозных мистериях (поединок Сета и Хора).

Слайд 7

Рисунок 2. Модель лодки с гребцами. XXI-XX века до н.э. Дерево раскрашенное.

Рисунок 2. Модель лодки с гребцами. XXI-XX века до н.э. Дерево раскрашенное.
Длина 89 см.

Сюжет загробного плавания в город Абидос на поклонение к Осирису, воскресшему Богу. Бог загробного мира – Анубис.

Слайд 8

Рисунок 3. Папирус с миниатюрами, иллюстрирующими «Книгу мёртвых» со сценой бальзамирования покойного.

Рисунок 3. Папирус с миниатюрами, иллюстрирующими «Книгу мёртвых» со сценой бальзамирования покойного. XI век до н.э.

XI век до н.э.

Слайд 9

Рисунок 4. Остракон с изображением египтянки в лодке. Новое царство. ХХ династия.

Рисунок 4. Остракон с изображением египтянки в лодке. Новое царство. ХХ династия.
Около XI века до н.э. Рисунок кистью на известняке.

Сюжет «загробного плавания» в город Абидос к Осирису.

Слайд 10

Рисунок 5. Слева: остракон с изображением акробатки. Фивы. Новое царство. XIX династия.

Рисунок 5. Слева: остракон с изображением акробатки. Фивы. Новое царство. XIX династия.
Около 1300 г. до н.э. Рисунок кистью на известняке. Справа: Остракон с изображением кошки (символ богини Тефнут), павиана (символ бога Тота) и птицы. Около XII – XI веков до н.э. Рисунок кистью на известняке. Гос. музеи Берлина.

Миф о «Возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии».

Слайд 11

Рисунок 6. Рельеф на стеле, изображающий фараона Эхнатона, Нефертити и принцесс. Раскрашенный

Рисунок 6. Рельеф на стеле, изображающий фараона Эхнатона, Нефертити и принцесс. Раскрашенный
известняк. 1370-1352 годы до н.э. Национальный музей египетской цивилизации в Каире.

Аменхотеп IV, сменивший имя на Эхнатон – «угодный Атону».

Слайд 12

Рисунок 7. Нефертити в голубой тиаре. Автор, предположительно, Тутмос. Раскрашенный известняк, 1370-1352

Рисунок 7. Нефертити в голубой тиаре. Автор, предположительно, Тутмос. Раскрашенный известняк, 1370-1352
годы до н.э. Из египетского собрания Нового музея в Берлине.

Пример неканонического искусства – скульптурные бюсты из мастерской Тутмоса.

Слайд 13

3. Другие древние верования

Основные примеры.

3. Другие древние верования Основные примеры.

Слайд 14

Древние восточные религии, дошедшие до наших дней

Маздеизм. Древний Иран (Мидийское государство 9-6

Древние восточные религии, дошедшие до наших дней Маздеизм. Древний Иран (Мидийское государство
века до н.э., государства Ахеменидов 6-4 века до н.э.). Святая книга – Авеста, затем Младшая Авеста. Верховные божества: Ахурамазда (добро), Анхра-Майнью, позднее богиня плодородия Анахита и бог небесного света, солнца и чистоты Митра. В отличие от зороастризма чтил племенных богов, допускал захоронения в гробницах (особенно царей), не признавал значительность роли пророка Заратуштры как посредника между богами и людьми.
Зороастризм. Возник на территории Древнего Ирана – Персии 7-6 в.в. до н.э. Другое название – парсизм. Маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (Зороастр на др. греч.) положит. начало Вселенной - Ахурамазда, отрицат. - Анхра-Майнью. Свобода выбора между добром и злом. Почитание 4х элементов Вселенной – воды, огня, воздуха, земли. Погребальный обряд – дакма, «башня молчания». Повлиял на манихейство, митраизм, иудаизм, христианскую ересь павликанство и катаров.
Езиды (йазиды). Единый бог Йаздан. Близко к зороастризму, элементы христианства (несторианства), иудаизма и ислама. Священные книги Библия и Коран, обряды крещения и обрезания. Последователи – часть курдов, проживающих в Иране, Ираке, Армении, Грузии.
Вавилонско-ассирийская мифология. Энлиль (Мардук) – верховное мужское божество. Иштар – верховное женское божество, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. Месопотамия – двуречье Тигра и Евфрата (современный Ирак). 4-1 тысячелетие до н.э.

Примеры.

Имя файла: Религии-мира.-Лекция-2.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0